Темы: Неевреи, Галут, Уважение, Дерех Эрец, Диаспора, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите, пожалуйста, обязан ли еврей вставать под гимн государства России или Украины? Рахель
Уважаемая Рахель,
Большое спасибо за Ваш вопрос. На протяжении многих столетий еврейские общины были разбросаны по всей земле — в Европе, Америке, Азии и Африке. Отношения между евреями и правительствами тех стран, где они проживали, были различными в зависимости от места и времени.
Однако общий принцип, которым руководствовались еврейские общины на протяжении всей истории, можно найти в словах Раши. В своем основополагающем комментарии на Тору (Шмот 6:13) Раши приводит мидраш, который говорит, что Всевышний заповедовал Моше и его брату Аарону уважительно относиться к фараону. Об уважительном отношении к власти Раши упоминает еще в нескольких местах (Шмот 11:8, 12:31). Также у пророка Ирмии (29:7) мы находим намек на этот обычай. Пророк, обращаясь к евреям, находящимся в вавилонском изгнании, говорит: «И просите мира (для) того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».
Таким образом, мы видим, что обязанность уважительно относиться к правителям и власти существовала даже в тех случаях, когда отношение к евреям со стороны власти было, мягко говоря, недоброжелательным. Тем более — в тех случаях, когда власти дают евреям возможность соблюдать свои традиции и законы. Многие общины читают даже специальную молитву о благополучии государства, в котором они проживают. Более того, например, руководитель американского еврейства Рав Моше Файнштейн считал, что евреи, проживающие в США, должны принимать участие в выборах — тем самым они выражают благодарность (акарат а-тов) американской демократии, которая дает возможность евреям в Америке свободно соблюдать свои законы и традиции.
Как известно, евреи стараются вести обособленный образ жизни, не смешиваясь с другими народами, существует даже особый запрет «следовать путям неевреев». Но, хотя в еврейской Традиции нет обычая вставать, услышав звуки государственного гимна, как мы уже писали раньше, данный запрет относится только к тем случаям, когда обычаи связаны с идолопоклонством или развратом. Если же обычаю есть резонное объяснение, то это не запрещено.
Кроме того, есть еще одно общее правило еврейского поведения, которое возможно имеет отношение к Вашему вопросу: лишний раз не выделяться и не привлекать к себе внимания.
В своей поминальной речи по величайшему раввину нашего поколения Раву Йосефу-Шалому Элияшеву один из его ближайших учеников, рав Давид Моргенштерн, рассказал такую историю:
Однажды при переезде с одной квартиры на другую рав Моргенштерн потерял шляпу и ходил некоторое время в старой видавшей виды шляпе. Некоторые люди делали ему замечания: человеку, изучающему Тору и обладающему обширными знаниями, не подобает ходить в такой шляпе. Рав Моргенштерн решил обратиться с этим вопросом к своему учителю Раву Элияшеву и узнать, действительно ли это обязывает его купить новую шляпу. На что рав Элияшев ответил приблизительно так:
«Ты знаешь, мне в жизни довелось видеть шляпу Хофец Хаима (она, как известно, тоже выглядела не слишком презентабельно), поэтому насчет вопроса, подобает ли тебе ходить в такой шляпе, можешь не волноваться. Но в жизни есть еще один принцип: лишний раз не выделяться и не привлекать к себе внимания, поэтому тебе стоит купить новую».
Возвращаясь к Вашему вопросу: получается, еврей должен вести себя в соответствии с правилами, принятыми в данной стране. Если, например, он присутствует на каком-то официальном мероприятии, когда исполняют государственный гимн и все присутствующие встают, ему также необходимо встать. Кроме того, рассказывают, что Рав из Бриска вставал, когда играли гимн Польши.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Элияу Тавгер
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Бенцион Зильбер
Что сказал об этом пророк Ирмиягу?
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.