Темы: Душа, Кадиш, Йорцайт, Загробная жизнь, Изучение Торы, Рав Яков Шуб, Долг
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые читатели, нам часто задают вопросы о том, что такое илуй нешама и что можно сделать ради илуй нешама родственников. Поэтому предлагаем Вашему вниманию 10 самым популярных вопросов о возвышении души умершего — илуй нешама: 1. Что такое илуй нешама? 2. Как это может быть, что люди могут воздействовать на душу, которая не находится в этом мире? 3. Что можно делать для умершего в эти первые двенадцать месяцев? 4. Есть ли какие-либо особые заповеди, которые рекомендуется выполнять ради умершего? 5. Какие из этих заповедей имеют наибольшую ценность? 6. Надо ли заявлять, что какая-то конкретная заповедь будет выполнена ради илуй нешама? 7. Надо ли специально включить изучение Торы в свой обычный распорядок дня? 8. Может ли один урок Торы или изучение определенного материала засчитываться как заслуга для возвышения более чем одной души? 9. Рекомендуется ли изучать Тору в какое-то определенное время? 10. Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
1. Что такое илуй нешама?
В буквальном смысле, это означает «возвышение души». Мудрецы сообщили нам, что можно облегчить страдания души умершего, которой предстоит Геином, а также помочь ей подняться на более высокую ступень и достигнуть более высокой награды в Ган-Эдене. Это особенно важно в первые двенадцать месяцев после смерти.
2. Как это может быть, что люди могут воздействовать на душу, которая не находится в этом мире?
Свобода выбирать — совершить правильные или неправильные поступки, продуктивные или разрушительные действия — существует только в этом мире. В будущем мире, мире душ, человек пожинает плоды своих действий, как правильных, так и неправильных, совершенных при жизни. В нашем же мире у человека практически всегда существует возможность расти, меняться, совершенствоваться и жить более одухотворенной жизнью. Когда человек умер — время для достижений прошло. Тем не менее, у души все еще остается возможность подняться на более высокие уровни даже после смерти. Живущие, в особенности, дети и родственники умерших, имеют уникальную возможность улучшить положение душ в будущем мире.
Дети являются продолжением родителей, эта глубокая связь между ними всегда существует и не прерывается даже после смерти. Благодаря этой неразрывной связи действия детей в нашем мире могут повлиять на положение душ родителей в будущем мире. Когда дети совершают что-то хорошее, достойное и святое, выполняют заповеди, идут путями Торы и делают это с намерением принести пользу душе покойных родителей, души родителей поднимаются и достигают новых уровней в своем мире.
3. Что можно делать для умершего в эти первые двенадцать месяцев?
В принципе, каждый человек может выполнить любую мицву и «перевести ее на счет» умершего, сделав его заслугой. Это касается, в первую очередь, детей, которые оказывают честь и великую милость своим умершим родителям, когда следуют путями Торы и продвигаются в выполнении заповедей.
4. Есть ли какие-либо особые заповеди, которые рекомендуется выполнять ради умершего?
Следующие заповеди особенно благотворны для души умершего:
5. Какие из этих заповедей имеют наибольшую ценность?
Для возвышения души самая ценная заповедь — преподавать Тору другим людям, а на втором по значению месте — изучать Тору самому. Обе эти заповеди «передают» умершему больше заслуг, чем чтение Кадиша. Если у человека нет возможности делать это самому, он может пожертвовать средства, чтобы другие изучали Тору ради возвышения души умершего.
6. Надо ли заявлять, что какая-то конкретная заповедь будет выполнена ради илуй нешама?
Когда дети умершего выполняют заповедь, она автоматически засчитывается их родителям в качестве заслуги, поэтому нет необходимости специально заявлять об этом. Однако если заповедь выполняют другие люди или родственники умершего, они должны заявить перед выполнением заповеди, что делают это ради возвышения души умершего человека. При этом надо назвать имя этого человека и имя его отца.
7. Надо ли специально включить изучение Торы в свой обычный распорядок дня?
Любое изучение Торы детьми умершего — это илуй нешама, даже если оно входит в обычный распорядок дня, хотя, конечно же, если дети увеличат время, отводимое на изучение Торы, по сравнению с обычным распорядком, душа умершего получит дополнительную заслугу. Это особенно важно в первый год и в годовщину смерти —йорцайт. Однако другие люди, включая родственников, должны увеличить время, которое обычно отводят на учебу, если желают, чтобы эта часть учебного времени «работала» на возвышение души умершего.
8. Может ли один урок Торы или изучение определенного материала засчитываться как заслуга для возвышения более чем одной души?
Да, может.
9. Рекомендуется ли изучать Тору в какое-то определенное время?
Да, особенно хорошо это делать на исходе субботы. Это важно потому, что души умерших выводят из Геинома на все время субботы, чтобы они тоже могли насладиться днем покоя. А на исходе субботы им требуются дополнительные заслуги — для защиты от страданий, которые им придется испытать, если они будут приговорены к возвращению в Геином.
10. Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Детям и другим родственникам умершего должника важно заплатить оставшиеся после него долги, если у них есть такая возможность. Душа умершего не находит покоя, пока долги не оплачены.
С уважением, Яков Шуб
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Реувен Куклин
А если необходимо?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Берл Набутовский
Рав Зеев Урман
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя игнорировать нужды отстающих учеников. Примеры из жизни великих раввинов.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.