Темы: Домашние животные, Милосердие, Еда, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, я хотела бы задать такой вопрос: у нас есть маленькая собачка болонка и она, по совету ее дрессировщика, ест по расписанию 2 раза в день. Это не всегда совпадает с нашими трапезами. Проблема ли это с точки зрения того, что мы должны кормить ее перед тем, как едим сами? Р.
Уважаемая Рут,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Если ваша собака должна есть только в определенное время, то нет обязанности кормить ее каждый раз, когда вы едите сами. Давайте попробуем разобрать этот закон подробнее.
Талмуд (Брахот 40а) говорит, что, после того, как человек произнес благословение на еду, он должен сразу же начать есть, нельзя прерываться. Однако если ему необходимо сказать что-то, имеющее непосредственное отношение к трапезе, например, попросить принести соль, прерваться разрешено. В качестве примера слов, которые разрешено произносить сразу после благословения на еду, Талмуд приводит: «Приготовьте корм для быков!» Какое отношение эти слова имеют к предстоящей трапезе? Талмуд объясняет: поскольку человеку нельзя есть до того, как он накормит своих животных, эти слова имеют непосредственное отношение к трапезе и, соответственно, разрешено их произносить даже после благословения перед едой. Откуда мы знаем, что нельзя начинать есть самим, не покормив животных? Это выводят из того, что сказано в Торе (Дварим 11:15): «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься».
Некоторые галахические авторитеты, например, Маген Авраам (271:12), даже считают, что это заповедь из Торы. Другие полагают, что это повеление мудрецов, а приведенный выше стих Торы является только напоминанием для мудрецов (асмахта). А по мнению Рамбама (Авадим 9:8) этот закон относится к категории мидат хасидут (к законам поведения для тех, кто достиг уровня праведности).
В чем смысл данного предписания? Рав Яаков Эмден (Шеилат Яйвец 1:17) говорит: если человек не покормит домашних животных, чье пропитание зависит от него, это причинит им страдания. Соответственно, будет нарушен запрет из Торы «не причинять страдания животным». Поэтому для их кормления было установлено определенное время, а именно: перед тем, как человек ест сам. Это поможет избежать нарушения запрета.
Исходя из этого объяснения, рав Яаков Эмден делает вывод, что кошки и собаки не относятся к тем животным, которых хозяин обязан кормить раньше, чем ест сам, потому, что они могут найти себе пропитание самостоятельно. Но в заключение рав Яаков Эмден говорит, что в любом случае, даже, если это не является обязанностью, стоит покормить перед едой также и домашних кошек и собак. Добавим: если речь идет о декоративной собаке, не имеющей навыков жизни на свободе, вполне вероятно, что покормить ее до того, как едим сами, является обязанностью.
Теперь мы узнали, что обязанность покормить животное прежде имеет ясное обоснование. Смысл закона в том, чтобы человек вспомнил о нуждах животных, когда захочет есть сам, и покормил их, если есть необходимость. Соответственно, если по каким-то причинам животное не нуждается сейчас в приеме пищи, например, потому, что у него есть еще достаточно пищи, или потому, что еще не пришло время кормить его, то человек может начать есть, не покормив животное (Эшель Авраам, Бучач, Пискей тшувот 167:15).
Соответственно, когда собаку надо кормить в определенное время два раза в день, вы можете начать есть сами, если уже покормили ее утром и еще не пришло время вечернего кормления.
Этот закон в очередной раз показывает особое отношение Всевышнего к еврейскому народу. Всевышний хочет, чтобы врожденные качества еврейского народа — скромность, милосердие, добродетель — проявлялись на практике в этом мире, в частности, в заботе о нуждах животных раньше, чем о собственных нуждах.
В качестве примера вспомним известную историю о Раби Йеуде а-Наси (Бава Меция 85а), которой был наказан ужасными страданиями только за то, что не проявил сострадания к теленку, предназначенному для жертвоприношения. Когда теленок спрятал голову в одежде Раби Йеуды, как бы прося о милосердии, тот сказал: «Иди, для этого ты был создан».
Страдания Раби Йеуды а-Наси завершились только после того, как он пожалел крысят, которых служанка нашла в доме и собиралась вымести на улицу. Раби сказал: «Оставь их, ведь сказано (Тэилим 145:9): “Добр Господь ко всякому, и милосердие Его — на всех созданиях Его”».
Как видим, иногда человеку самому нужно пройти через страдания, чтобы научиться сочувствовать другим.
С уважением, Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Ципора Харитан
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Барух Лехт
Неизвестный автор
Пастух пасет своих овец на источнике в Иудейской пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина