Темы: Муж и Жена, Дружба, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин. Как мне найти НАСТОЯЩЕГО друга? Что Тора говорит о таком поиске? Л.
Шалом, уважаемый Л.,
Привожу Вам слова из книги Пеле Йоэц[1] о друзьях:
Сказали наши мудрецы: «Человек без друга — словно левая рука без правой руки, лишь бы это был хороший друг, богобоязненный, удаляющийся от зла». Прекрасно, когда у человека есть хороший друг, добрый к нему и любящий его, которому можно раскрыть все тайны и с которым можно посоветоваться обо всём, что собираешься делать.
Даже если человек мудрее своего друга — следует спрашивать у него совета. И «мудр тот, кто слушает совет»[2], ведь «две головы лучше, чем одна»[3]. Бывает, что взгляд человека ошибочен, и поэтому — стоит советоваться, ведь даже если совет не поможет — то и не повредит. И если совет не покажется правильным, человек может поступить так, как считает правильным сам. И этому нас учат: «Не опирайся лишь на собственное понимание» [4].
Хороший друг способен помочь во многом, а результат дружбы со злодеем — большой вред. Ведь невозможно не научиться у него злым поступкам и не поступать так же, как он. Если даже не по своему желанию — то из страха потерять его уважение или из стыда перед ним. И если удастся спастись от греха запрещенной речи — невозможно не услышать слова, которые запрещено слушать. И если даже удастся спастись от запрещенных действий — не спастись от нарушения заповеди увещевать товарища, чтобы не совершал дурных поступков. И результат такой дружбы — лишь горести.
(Поэтому каждый человек должен следить за тем, с кем дружат его дети, и следует постараться отдалить их от дурных друзей и сделать так, чтобы были они среди мудрых и праведных, а «тот, кто с мудрецами, — станет мудрым»[5])
И если нет у человека хорошего друга — пусть советуется с женой, как сказано: «Она — твоя подруга и жена, с тобой в союзе»[6]. И так поступал, например, мудрец Талмуда, Раби Элазар бен-Азарья: он советовался с женой о своём новом назначении[7].
Говоря о том, как найти подходящего[8] друга, Рабейну Йона объясняет, что слова мишны[9] «приобрети себе друга» означают — «приобрести» его всеми возможными путями. Т.е. стараться примириться с мнением такого человека по всем вопросам, даже если оно не соответствует нашему мнению, говорить с ним мягко и не обижаться даже на то, на что можно обидеться. И всеми силами стараться поддерживать теплые дружеские отношения. И если не получается приобрести друга без каких-либо материальных затрат, то следует при необходимости потратить даже деньги и имущество.
Итак, можем подвести итог: настоящего друга следует искать там, где можно повстречать человека праведного и мудрого и завязать с ним дружбу. А когда повстречаем такого — искать его дружбы и благорасположения всеми возможными способами.
Желаю помощи Всевышнего в Вашем поиске!
С наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] ערך חברותא.
[2] Мишлей 12:15.
[3] См. Коэлет 4:9 (перевод, опирающийся на комментарии).
[4] Мишлей 3:5.
[5] Мишлей 13:20.
[6] Малахи 2:14.
[7] Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, лист 59а.
[8] Как мы уже упомянули, мудрого и праведного человека.
[9] Пиркей Авот 1:6.
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Гади Поллак
Рав Ашер Кушнир
Прекрасная возможность приблизить ещё не до конца созревших родственников?
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Лея Трахтенберг
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тот, кто дает или одалживает евреям деньги под проценты или является посредником, свидетелем или гарантом в подобных сделках, что во многих случаях является запретом Торы, кроме этого нарушает также запрет «Не ставь препятствия перед слепым».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Ашер Кушнир
Они приглашают на дни рождения, в ресторан, зачастую в субботу...
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.