Темы: Отношения с родственниками, Кирув, Тшува, День рождения, Отношения с друзьями, Ашер Кушнир, Бааль Тшува
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос по поводу дня рождения. Я слышал, что маленьким детям нет проблемы его праздновать, так ли это? И до какого возраста? А для взрослых, так я понял, в нашем народе не принято его праздновать, хотя в бывшем Cоветском Cоюзе это было доброй семейной традицией. И до сего дня мы не чурались этой традиции, и собирались все близкие родственники и друзья, чтобы в тёплой обстановке провести этот день. В последнее время я очень старался переводить основную часть разговоров в эти дни в сторону Торы. Эти дни являлись своеобразными точками синхронизации, когда собиралась вся семья. Несоблюдающая часть родственников приходит в эти дни охотней, чем на еврейские праздники, в которые действует целый ряд ограничений. В эти дни можно посмотреть вместе видео, фрагменты семейной хроники или фотографии, можно поиграть на гитаре, летом устроить пикник. В дни рождения присутствует ещё один аспект по поводу друзей и родственников — люди очень стараются прийти, освободить этот день, чтобы отказом не огорчить именинника. Так что прекрасная возможность кирува ещё не до конца созревших родственников в приятной для всех обстановке. Так вот собственно вопрос: стоит ли отменять этот семейный праздник? Лёня
Уважаемый Лёня!
Вы подымаете непростую тему. Действительно, у нас не принято отмечать день рождения. Единственный человек, о котором в Торе сообщается, что он праздновал день рождения, это Фараон…
Да и, по сути, что значит отмечать день рождения? Что конкретно отмечается? Если речь идёт об осознании факта, что на год меньше осталось жить, и это повод для подведения итогов года, то для этого есть Рош а-Шана… Если же речь идёт о поводе собрать семью, то для этого есть субботы и праздники. Если же это повод выпить, закусить и себя похвалить, то по еврейским меркам это совсем не одобряется…
Поэтому день рождения у нас не отмечают, разве что только детям. И действительно, в этот день принято делать им сюрпризы, покупать подарки, шарики, устраивать представления, петь и подбрасывать… И так — пока подросток сам не почувствует, что ему это уже не надо. Как правило, это происходит в районе 18 лет.
Но… Всё перечисленное приемлемо для тех, кто изначально вырос в традиционной еврейской среде. Когда же речь идёт о баалей тшува, то тут надо учесть дополнительные аспекты.
С одной стороны, не следует сразу отрешаться от связи с близкими людьми. Хотя бы, потому что вам самим это, по-видимому, ещё необходимо. Но, с другой стороны, надо быть осторожным в своих намерениях.
Порой случается, что именинник, с самыми «благими намерениями», захочет превратить день своего рождения в день кирува — приближения родственников к Торе… К сожалению, богатый опыт подобных «кирувов» подсказывает, что результат таких дней рождений самый печальный, с точностью наоборот: обиды, ссоры, недоразумения, рихук (отдаление)… Ведь родственники не «керувиться» приходят, да и к тому же… «кирувить» надо уметь. Так или иначе, за исключением случаев, когда заранее известно, что родственники благожелательно относятся ко всему еврейскому и их эта встреча обрадует, не стоит ради этого специально устраивать день рождения…
С уважением, Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что сказал седьмой Любавичский ребе о том, как следует отмечать день рождения?
Журнал «Мир Торы»
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Ципора Харитан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
У евреев Торы праздник — каждую неделю!
Журнал «Мир Торы»
Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.