Темы: Общение, Самосовершенствование, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, как быть с плохим влиянием и окружением? Как вести себя, если рядом поступают плохо и это меня тоже склоняет к греху? Пожалуйста, ответьте подробно! Спасибо.
Здравствуйте,
Ваш вопрос достаточно подробно разбирает Рамбам в книге Мишне Тора[1]:
Человек сотворён таким образом, что в своём мировоззрении и поступках он берёт пример с друзей и близких и ведёт себя так же, как ведут себя люди там, где он живёт.
Поэтому человеку следует тесно общаться именно с праведными людьми и постоянно находиться рядом с мудрецами — чтобы брать с них пример. И следует отдаляться от злодеев, путь которых — тьма, чтобы не начать поступать как они. Царь Шломо (Соломон) сказал об этом[2]: «Идущий с мудрецами — станет мудрее, а тот, кто дружит с глупцами, — сокрушен будет».
Поэтому, если человек находится в месте, обычаи которого дурны и жители которого не идут прямыми путями, следует ему перебраться туда, где живут праведные люди, поступающие достойно. А если обычаи всех известных ему мест не достойны, как в наше время (пишет Рамбам уже почти 900 лет назад!), или он не может перебраться туда, где добрые обычаи, из-за болезни или расстояния, то лучше ему пребывать в одиночестве (избегая дурной компании). А если злодеи и грешники там, где он живёт, не оставляют его в покое и не дают жить там тому, кто ведёт себя иначе, чем они, — то лучше ему отправиться в пещеры и пустыни, чем идти путём грешников!
Из этих слов величайшего еврейского мудреца можно извлечь несколько уроков:
Во-первых, он учит нас, что зло, причиняемое душе человека общением с людьми, которые ведут недостойный образ жизни, и их влияние — настолько велики, что лучше предпочесть уединение в пещерах и пустынях (!!!)[3], чем оставаться с ними в контакте! Надо приложить любые усилия, чтобы этого зла избежать.
Во-вторых, Рамбам объясняет нам, что такова природа человека — брать пример с других. Точно так же, как природа спички — если ею чиркнуть о спичечный коробок — зажечься! Даже если человек думает, что он сможет выстоять и не уподобиться своему окружению, — это невозможно. Рамбам даже не рассматривает такую возможность, не предлагает нам способы и ухищрения для того, чтобы выдержать это испытание!
Поэтому посоветовал бы Вам, во-первых, максимально сократить общение с теми людьми, пример которых является для Вас «заразительным». Во-вторых, постараться поддерживать знакомство и постоянный контакт, дружбу с праведными людьми, живущими по законам Торы, у которых можно почерпнуть жизненную мудрость, с которых можно брать пример. Даже в том случае, если за это придется заплатить определённую цену[4] или сменить место жительства — переехать в Израиль.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Раздел הלכות דעות, глава 6.
[2] В Мишлей 13:20.
[3] А ведь это — постоянное отшельничество и уединение, отдаление от общества — чуждо понятиям иудаизма!
[4] Сказано в трактате Авот (1:6): «Сделай себе учителя», а также: «Приобрети себе друга»! Следует, чтобы у человека были достойные друзья, даже если для этого будут необходимы какие-либо изменения в жизни или расходы.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Ашер Кушнир
В еврейской мысли нет идеи миссионерства.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Ашер Кушнир
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Хана Лернер
Рав Барух Лехт
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Зеев Гершензон
Праотец Авраам был первым, кто распространил Тору... Но ведь миссионерство у евреев запрещено...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.