Темы: Дурное начало, Миха, Танах, Пророки, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав
Шалом, уважаемый Святослав!
Трудно представить, что в пророчество, записанное в Танахе, а, следовательно, имеющее значение для всех поколений, пророк включил бы свои личные переживания. Здесь речь идет о том, как тяжело пророку оттого, что он оказался духовным руководителем своего поколения, весьма испорченного. И хотя словам пророка есть, по некоторым мнениям, буквальное объяснение, они относятся не к его личному опыту, а к состоянию того поколения: нельзя доверять даже близким людям, даже собственной жене нельзя ничего сказать так, чтобы это потом не стало известно тем, о ком говорилось. (Это правило, впрочем, верно всегда: дурное о другом человеке нельзя говорить даже жене — с точки зрения законов о злословии).
А более глубокое понимание его слов (об этом говорится в Талмуде и в книге Зоар) следующее: человек не должен слушать, что нашептывает ему тот, кто ближе всего, — его йецер (дурное начало). Йецер, как известно, прикидывается другом человека: согреши, ничего страшного, Б-г простит, Он милосерден. Об этом и говорит пророк — не надо полагаться на это, не надо верить, что просто так все тебе простят. И не надейся на ту, которая возле тебя — твою душу. Не надейся, что она защитит тебя на Небесах, потому что на самом деле, если ты грешен, сама душа станет твоим обвинителем на Высшем Суде.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Хава Куперман,
из цикла «12 малых пророков»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Пророк сетовал на разложение семьи и общества, стремительно влекущее страну к гибели: «Все ради кровопролития устраивают засаду, друг друга ловят в сеть».
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Арье Гальчук
Рав Арье Гальчук отвечает на вопросы: какие виды жертв есть в иудаизме? В каких случаях приносили жертву благодарности? Почему с благодарственной жертвой приносилось так много хлебов? За что назир благодарил Всевышнего? А если назир нарушит обет?
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Бенцион Зильбер
Кто принимал на себя обет назорейства?
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Рав Арье Гальчук
По чьему решению человек становится назиром? В чем «грех» назира? «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты?!» Зачем воздерживаться от того, что не запрещено всем остальным людям? Святой убегает от мира?