Темы: Шулхан Арух, Современность и Тора, Заповеди, Ашер Кушнир, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно я вычитал, что религиозные евреи живут по законам, написанным в книге Шулхан Арух. Насколько я знаю, она была написана 500 лет назад. Не пойму, как вы можете сейчас, в XXI веке, жить по устаревшим законам средних веков и не учитываете современные изменения в жизни? Как это вам не надоедает?
Позвольте, усилить и заострить ваш вопрос. Мы действительно ведём образ жизни на основе законов, определённых Шулхан Арухом. Но, откуда они появились? Шулхан Арух составлен рабби Йосефом Каро, известным под именем мэхабер — «составитель». То есть, он от себя ничего не придумал, а всего лишь составил и установил закон согласно мудрецам, которые жили до него, в первую очередь на основе фундаментального труда «Тур», составленного рабби Яаковом бен Ашером. Но и сам «Тур» установил закон на основе предыдущих великих законодателей, которых мы называем «ришоним». А они, в свою очередь, основываясь на работах «гэоним», вывели эти законы из Талмуда. А Талмуд появился как комментарий на Мишну, записанную рабби Йехудой Ханаси. Сам же рабби Йехуда Ханаси получил всё еврейское наследие от предыдущих мудрецов, а они от своих учителей и так всю эпоху Второго Храма до последних пророков. А они, в свою очередь, от пророков Первого Храма, а те от Судей, а Судьи от Йеошуа бин Нуна, а он от Моше рабэйну, а он от самого Творца…
Как видите, всё гораздо «хуже»: мы живём не по средневековым законам, а по повелениям, которые получил наш учитель Моше на горе Синай более чем 3200 лет назад. Поэтому ваш вопрос ещё более правомерен: как можно жить в современном мире по законам древности?
Статика
Подобное возможно только при одном единственном условии: что эти законы абсолютны и универсальны, то есть, они вне времени, наподобие законов природы. Ведь вряд ли кому-либо в голову придёт мысль, что, к примеру, закон притяжения устарел и стал надоедать. Почему? Он объективно существует и независим от желаний человека.
Так можно оценить и еврейские законы, определяющие нравственные и общественные нормы и регулирующие все виды отношений между людьми. Если бы они были установлены самими людьми, то, несомненно, должны «устареть и надоесть». Но если источник законности нечеловеческий, то есть, не зависит от желаний человека, то они не могут меняться согласно капризам и сиюминутным нуждам поколения. Истинные законы никуда прогрессировать и продвигаться не могут, иначе они, по определению, не истинны. И такие законы могут быть даны только самим Творцом.
Динамика
Итак, законы, данные Творцом — неизменны. Но, с другой стороны, сам Творец дал возможность Мудрецам установить дополнительные законы. Вот их сами же Мудрецы, при определённых условиях, могут и изменять.
Итог
Еврейская жизнь тысячелетиями осуществляется по одной схеме, состоящей из двух частей:
1. Есть часть статичная, неизменяемая и неоспоримая — это 613 повелений из самой Торы. Они как якорь, как незыблемый фундамент всей еврейской жизни.
2. На этом строится вторая часть — динамичная, постоянно обновляющаяся, которая учитывает все изменения условий жизни. То ли это установление новых оград законам Торы и их называют гзерот, то ли это установление новых повелений, учитывающих современную реальность и регулирующих изменения в еврейской жизни. Их называют таканот. И то и другое дано в руки мудрецам каждого поколения.
Так что получается, что на самом деле еврейская жизнь всегда идёт в ногу со временем, кроме тех её сторон, которые находятся… вне времени.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Ашер Кушнир
Рав Замир Коэн
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
С. Бернфельд
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.