Темы: Дов Мушинский, Помолвка, Почитание родителей, Обет, Обещание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища.
Здравствуйте,
Основное отличие человека от всех живых существ — это способность говорить. Иудаизм придаёт особое значение тому, как и о чём говорит еврей. Мы видим, какую силу имеет слово: с его помощью можно, например, посвятить что-либо в Храм, принять на себя обет или поклясться, посвятить себе жену, дать свидетельские показания, на основании которых человека могут приговорить к смертной казни и т.д. Всевозможные обещания или обязательства, как правило, рассматриваются в законах Торы о клятвах или обетах. Клятва: человек принимает на себя запрет пользоваться каким-либо предметом, или обязуется совершить какое-либо действие, или, наоборот, не совершать. Обет: человек налагает запрет на использование предмета, после чего таким предметом нельзя пользоваться ни самому человеку, наложившему запрет, ни другим людям. Существует также особый вид обетов, называемых нидрэй зерузин — обеты, которые принимаются с целью стимулировать выполнение определенной заповеди или принятого обязательства.
Кроме клятв и обетов, невыполнение или нарушение которых является прямым нарушением запрета Торы, существуют также этические нормы, требующие выполнения сказанного и обещанного, которые наши мудрецы вывели из стихов ТаНаХа. Например, стих «Весы верные, гири верные, эйфа верная и hин верный да будут у вас…» (Ваикра 19:36) Талмуд в трактате Бава Меция (49 б) рассматривает следующим образом. Из слов «hин верный» (hэн означает «да») следует: пусть «да» твое будет верным, и «нет» твое будет верным, и если ты сказал «да» или «нет» — держи свое слово. Другой источник — стих в книге пророка Цфаньи (3:13): «Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана…».
О Вашем вопросе: ни клятвы, ни обета здесь не было, т.к. эти слова были произнесены в форме обещания, а не в форме клятвы или обета. С точки зрения нидрэй зерузин здесь также нет проблемы, т.к. здесь нет никакой заповеди. Что касается выполнения обещанного (пусть «да» твое будет верным), рав Бенцион Зильбер сказал, что в данной ситуации, конечно же, важнее выполнение заповеди почитания родителей — заповеди из Торы. Он добавил также, что, скорее всего, когда Ваш друг просил сообщить ему первому о Вашей помолвке, он не имел в виду, чтобы Вы сообщили ему раньше, чем Вашим родителям.
С уважением, Дов Мушинский
Рав Дов Мушинский
Сколько лет было Леви, когда они с Шимоном ворвались в Шхем?
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Яков Шуб
Почему при помолвке разбивают глиняную или керамическую тарелку?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Исроэль-Меир Лау
Как происходит еврейская «помолвка»? Обычаи, связанные с эрусин.
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.