Скажите, можно ли пользоваться шпаргалками на экзамене для поступления в университет? Как вообще Б-г смотрит на это?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Приближается жаркая пора выпускных и вступительных экзаменов, и в этой связи Ваш вопрос получает особую актуальность. К сожалению, сегодня границы дозволенного и недозволенного, достойного и недостойного, правды и лжи размыты настолько, что человек теряет всякие ориентиры. И лишь в Торе, которая не только определяет законы, связанные с выполнением заповедей, но и законы взаимоотношений между людьми, можно найти действительные ответы. Тора излагает эти законы именно для того, чтобы человек учился поступать правильно, а не полагался каждый раз только на свою интуицию.
Списывая на экзаменах, человек может нарушить сразу несколько запретов. Во-первых, это запрет вводить в заблуждение (гневат даат). В Гемаре (Хулин 94а) сказано, что это запрещено как по отношению к евреям, так и по отношению к неевреям. Кроме этого можно преступить запрет нарушать законы государства, в котором проживают евреи (дина дэ-малхута). А в некоторых случаях, когда результаты экзаменов влияют на трудоустройство, зарплату, стипендию и т.п., может быть также нарушен запрет воровать.
Один из величайших раввинов прошлого поколения Рав Мойше Файнштейн (Респонсы, Хошен Мишпат 2:30), отвечая на подобный вопрос, приводит перечисленные запреты, а также пишет, что человек, который по каким-то причинам вынужден изучать светские предметы и не прилагает к этому достаточно усилий, так, что в конечном итоге не владеет пройденным материалом, — попросту теряет время и приучает себя к лени.
В заключение хотелось бы привести известный мидраш (Йалкут Шимони, гл. Ноах, встречается также в др. источниках), который рассказывает, что когда все земные творения, желая спастись от потопа, пытались войти в Ковчег Ноаха, туда пришла также и Ложь. Однако Ноах отказал ей, поскольку в Ковчег могли войти только супружеские пары, а Ложь была одинока. Ложь не растерялась и нашла себе супруга — Ущерб (пахта) и смогла, таким образом, войти в ковчег. С этого времени Ложь и Ущерб стали неразлучными друзьями — все, что добывается посредством Лжи, непременно уничтожается, теряется и разрушается посредством Ущерба.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Мне предстоит серьёзный экзамен в новой стране...
Рав Яков Шуб
Какие экзамены можно сдавать в субботу?
Хана Лернер
Где религиозные девочки учатся после школы? Какие есть религиозные учебные заведения в Израиле, чтобы учиться после школы? Где готовят девушку стать «рабанит»? Что для этого надо учить? Талмуд?
Рав Меир Мучник
Что делать, кроме обычной подготовки?
Рав Реувен Куклин
Я понимаю, что к ЕГЭ нужно тщательно готовиться...
Рав Меир Мучник
Может, в нашем мире остались только ленивые двоечники, а мы думаем, что самые умные? Остаются те, кто не успел закончить работу вовремя, как отличники? Надо не радоваться жизни, а стыдиться, что не ушли на следующий этап?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.