Темы: Конец времен, Танах, Машиах, Пророки, Захария, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам
Здравствуйте, уважаемый Рустам!
Вы правы, пророк здесь говорит о событиях, которые должны произойти в мессианскую эпоху. Однако речь в приведенных Вами стихах идет не о Машиахе, а о Всевышнем. Выражение «стоять будут ноги» является лишь одним из многочисленных антропоморфизмов, которые встречаются в Танахе. Разумеется, пророки не наделяли Творца человеческими свойствами, а просто в такой форме доносили до нас необходимые, в соответствии с каждым конкретным пророчеством, представления о Его проявлении в этом мире. Так как понять Его Самого мы не в состоянии, мы можем говорить только о том, как Он проявляется в нашем мире. Тора и пророки говорят об этом с помощью выражений, доступных человеческому пониманию, наиболее близко описывающих то или иное проявление Всевышнего в нашем мире.
О стихе, который мы с Вами сейчас рассматриваем, рабби Давид Кимхи (один из известнейших комментаторов Танаха) говорит следующее: понятие «ноги» связано с понятием «причины». Об этом же говорит и Мальбим, и оба ссылаются на Рамбама (который разъясняет это в книге Морэ Невухим). То есть, пророк говорит, что Всевышний явится Причиной великих чудес, которые произойдут на Масличной горе. Комментарий Мецудат Давид объясняет этот стих в том же ключе, только проще: с помощью аллегории пророк описывает, как гора расколется на две части.
С уважением, Овадья Климовский
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Хава Куперман,
из цикла «12 малых пророков»
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Неизвестный автор
На первом плане — гробница, которая считается гробницей первосвященника и пророка Зехария, сына Иеояда, жившего в эпоху Первого Храма на рубеже VIII-IX вв. до н.э. Это предположение также было зафиксировано в 1215 г. в записях Менахема а-Хеврони. Согласно древнееврейской книге Хроник (Диврей а-Ямим), Зехария бен Иеояда был побит камнями прямо во дворе Храма за то, что отказался служить идолу, которого приказал поставить в Храме тогдашний правитель Иудеи Иоаш. Зехария был похоронен на склоне Масличной горы.
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина