Темы: Ог, Ноах, Потоп, Гематрия, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав! Уважаемый р. Овадья Климовский, отвечая на один из вопросов, сказал, что во время потопа, возможно, уцелели ещё люди, кроме Ноаха. Не противоречит ли это Писанию, где в Берейшит 7.23 сказано: «…И стер Он все сущее, что на поверхности земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной: и были стерты они с земли». То есть, Писание говорит, что всё живое — погибло. Может, уважаемый Рав ошибся? Спасибо. С уважением, Анатолий Голяченко
Шалом, уважаемый Анатолий!
Ваш вопрос модераторы отправили ко мне, и это справедливо — следует отвечать за свои слова. Сам вопрос хороший, комментаторы уже задавались им, но прежде чем привести их объяснения, хочу заметить: не один и не два источника приводят предание об Оге, который спасся во время Потопа. Об этом говорится и в трактате Нида (61а), и в Мидраш Рабба, и в переводе Йонатана бен-Узиэля, который был лучшим учеником Гилеля. Таргум Йонатан упоминает об этом в главе Лех леха (Берешит 14:13), где сказано, что «уцелевший» пришел к Аврааму рассказать о пленении Лота. «Уцелевший», поясняет Йонатан, — это Ог, спасшийся от Потопа, и не за собственные заслуги, а чтобы будущие поколения увидели, сколь велико могущество Творца — каких великанов Он стер с лица земли, стоило им восстать против Него.
Теперь нам все же следует понять, как это предание может сосуществовать с тем стихом Торы, который Вы привели, — где сказано прямо противоположное. Комментаторы говорят, что само Писание намекает на это: в книге Дварим сказано, что Ог — потомок Рефаим. С другой стороны, известно из толкований мудрецов на книгу Иова (26:5), что все Рефаим погибли во время Потопа (то есть, их не было среди потомков Ноаха). Следовательно, Ог уцелел во время Потопа — как исключение. Интересно, что несколько комментаторов независимо друг от друга заметили: гиматрия (числовое значение) слов «только Ноах» (אך נח) из окончания приведенного Вами стиха «остался только Ноах и те, кто с ним», равна гиматрии слова Ог (עוג) = 79. Некоторые говорят, что именно так Тора и намекнула на исключение из «правила», о котором сказано в тексте, — что погибли все. Кстати, сказано, что погибли все, кто на Земле, а Ог, по преданию, уцепился за ковчег, оставаясь в таком положении, пока Потоп не кончился.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Так всё живое извратило путь свой на земле или не всё?
С. Бернфельд
Что такое числовая нумерология — Гематрия?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Гади Поллак
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Гади Поллак
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.