Темы: Суббота, Неевреи, Тора и бизнес, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаш бизнес покупать старые дома в нееврейских районах, ремонтировать и продавать. Рабочие, кто делает ремонт, неевреи, и договор с ними посдельно — по работе. Иногда они работают в шабат, так как им так удобно. Есть проблема?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо разобрать два вопроса:
1. Разрешено ли, чтобы нееврей выполнял работу для еврея в субботу, если оплата производиться на сдельной основе?
2. Существует ли запрет мар-ит аин? Т.е. можно ли опасаться, что другие евреи, когда узнают, что неевреи ведут строительные работы в доме еврея, будут думать, что он специально нанимает неевреев для работы в субботу и, тем самым, нарушает запрет мудрецов амира лэ-акум (просить нееврея выполнить работу для еврея в субботу)?
Рассмотрим эти вопросы.
1. В комментариях к концу первой главы трактата Авода Зара ришоним (ранние комментаторы) обсуждают вопрос о том, является ли работа нееврея в субботу на сдельной основе (кабланут) — нарушением запрета амира лэ-акум. Имеется в виду: договор с неевреем был заключен таким образом, что оплата оговорена заранее и производится по окончании определенного объема работ (кабланут), а не, как обычно, по часам.
Ранние комментаторы приводят два объяснения, почему работа на сдельной основе разрешена. Во-первых, после того, как нееврей обязался выполнить определенный объем работ и по окончании предоставить результат еврею, считается, что теперь он работает «на себя» и не является посланником еврея. В таком случае, даже если он по собственной инициативе решает работать в субботу, то делает это в личных целях, чтобы быстрее завершить работу и получить оплату (Тосафот, Авода зара 21 б). Во-вторых, еврей не получает пользы от того, что нееврей выполнил работу именно в субботу, поскольку с таким же успехом у того была возможность выполнить ее в будний день (Ран на комментарий Рифа 6 б, Авода зара).
Получается, если работа производится на сдельной основе (кабланут), это не является нарушением запрета просить нееврея сделать для еврея работу в субботу.
2. Даже когда работа производится на сдельной основе, мудрецы опасались мар-ит аин (см. выше). Поэтому при обычных обстоятельствах даже работа на сдельной основе будет запрещена из-за маар-ит аин (Шулхан Арух 244:1).
Однако есть ситуации, когда опасения мар-ит аин не существует. Например, когда строительные работы производятся за пределами города, в месте, где не проживают евреи (Шулхан Орух 244:1).
Мааршам (Респонсы 2:123) рассматривает такую ситуацию: еврей покупал землю, нанимал неевреев, чтобы строить на ней дома, и снова продавал. При этом никто не знал, что земля принадлежит еврею, а на заборе, огораживавшем стройку, висела табличка, что работы производятся нееврейской строительной компанией. Мааршам пришел к заключению, что в данном случае также нет опасения мар-ит аин, и разрешил производить строительные работы на сдельной основе.
В принципе, это во многом напоминает Вашу ситуацию, тем более, если, как Вы пишете, дома покупаются в нееврейских районах. В любом случае, необходимо обратиться к компетентному раввину и описать подробно всю ситуацию, т.к. могут быть некоторые детали, имеющие значение для конкретного решения.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Арье Гальчук
Рав Арье Гальчук отвечает на вопросы: какие виды жертв есть в иудаизме? В каких случаях приносили жертву благодарности? Почему с благодарственной жертвой приносилось так много хлебов? За что назир благодарил Всевышнего? А если назир нарушит обет?
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Бенцион Зильбер
Кто принимал на себя обет назорейства?
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Рав Арье Гальчук
По чьему решению человек становится назиром? В чем «грех» назира? «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты?!» Зачем воздерживаться от того, что не запрещено всем остальным людям? Святой убегает от мира?