Темы: История, Царь, Берл Набутовский, Лесть
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав Берл Набутовский! Помогите, пожалуйста, понять ещё один вопрос: в приведённых Вами комментариях Раши сказано, что «…погибнет помазанник…» — это значит, что будет убит царь Агриппас, который правил Иудеей во время разрушения Второго Храма. Но если Агриппас был назначен римлянами на иудейское царство, хотя по родословию не имел права быть царём (и был потомком раба), то понятно, что евреи согрешили, признав его своим царём. ВОПРОС: почему Всевышний называет царя Агриппаса Своим помазанником, если он не имел по Его же закону на Иудейское царство права и если евреи согрешили, приняв его как царя? С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
Ваше предположение, что принятие Агриппаса в качестве царя было грехом, не совсем верно. Ведь в сложившейся ситуации у евреев явно не было выбора — принимать Агриппаса или не принимать. Вам, наверное, известно, что когда речь идёт об опасности для жизни, мы обязаны нарушить почти все законы Торы. Следовательно, грех евреев заключался не в том, что они помазали Агриппаса на царство в Иудее.
Наоборот, они правильно сделали, приняв его в качестве царя — война с Римом в то время была бы для них самоубийственной.
Имел ли право сам Агриппас принимать назначение на царство и являлся ли он царём с точки зрения галахи после того, как был помазан, — это не совсем ясно[i].
В любом случае, он был назначен правителем Иудеи и de-facto им являлся. Значит, Вс-вышний дал ему такую возможность. В наше время то, что евреи не всегда находятся под властью достойных правителей, уже не вызывает удивления. Почему Вс-вышний дал им возможность прийти к власти? На этот вопрос ответить невозможно — ибо мы не знаем Его расчетов. Тем не менее, сам факт, что кто-то является правителем, отрицать бессмысленно.
А грех евреев заключался в том, что они льстили Агриппасу, говоря: «Ты брат наш». Делать это было совсем не обязательно. Кроме того, назвав его «братом», мудрецы исказили слова Торы, что является особо тяжёлым нарушением.
С уважением, Берл Набутовский
[i] См., например, книгу Кнесес а-Гдойла (Хошен Мишпат, гл. 7, агаот Бейс Йосеф 1), — автор сомневается в этом вопросе.
Читайте: Милостивый правитель Агриппа
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Моше Ойербах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Тот, в ком есть лесть, наводит на мир гнев»
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.