Темы: Муж и Жена, Нида, Лея Солганик, Различия в духовном уровне
Здравствуйте. Моя жена не религиозна, и ей очень плохо, когда заходит разговор о разделении кроватей в период нида. Что делать? Ведь радовать жену это главная обязанность мужа, а слёзы жены это ужасный проступок мужа… М.
Уважаемый М.,
Я понимаю, в какой непростой ситуации Вы постоянно находитесь, как непросто, когда один из супругов не «соблюдающий».
Вы пишете о конкретной проблеме, которая мешает Вашей жене. Но, наверное, их гораздо больше. Любое изменение жизни Вашей семьи в «религиозном направлении» не должно быть для Вашей супруги внезапным. Любому человеку полезно подготовиться, настроиться на что-то новое ещё до того, как оно нагрянет. А нерелигиозному человеку такая подготовка просто необходима!
С женщинами и Тора говорит «мягким языком»: «Так СКАЖИ дому Яакова и ВОЗВЕСТИ сынам Исраэля…» (Шмот 19, 3). «Дом Яакова» — это женщины, «скажи», в отличие от «возвести» означает «мягкий язык», а не жёсткое повеление, с которым предписано обратиться к мужчинам — «сынам Израиля». Когда Всевышний даровал Тору на горе Синай, Он обратился вначале к женщинам и в мягкой форме, а затем к мужчинам — с повелением. Если женщины примут на себя заповеди охотно, они и мужчинам помогут их тщательно соблюдать.
И это правило действует постоянно. Если у женщины есть желание что-либо делать, она сможет и мужа «подбить» на это, и взять весь проект в свои руки, находя в себе новые запасы сил, идей и заражающей энергии.
Если же женщину поставить перед фактом, то в её силах остановить все идеи мужа, если они ей не так уж понравились. Женщина может противиться осуществлению его идей «активно» — т.е. сразу дать отпор, мешать продвигать задуманный проект, ставить палки в колёса и т.п. А может противиться «пассивно» — с виду как бы принять позицию мужа, подчиниться ему, но всё время быть несчастной, страдающей, вздыхать и причитать, указывая пальцем на причину абсолютно всех своих страданий, действовать без сил, жаловаться и обвинять мужа в том, что идеи у него глупые… И такое пассивное сопротивление отравляет жизнь и отвращает мужа от «идей» сильнее даже, чем активное.
Вы должны это знать и вложить ОЧЕНЬ МНОГО в общение с женой, чтобы иметь возможность шаг за шагом в лёгкой и мягкой форме просить её помочь Вам в Вашей новой форме жизни. Обычно в семьях, где были хорошие крепкие связи между мужем и женой, когда один из супругов начинает интересоваться еврейской Традицией и соблюдать мицвот, это привлекает и другого. Не всегда это происходит быстро, легко и просто, супруги проходят нелёгкий путь, но, в конце концов, семья становится единой, цельной, любящей, с большими жизненными ценностями и стремлениями.
Вам стоит хорошо обдумать, как преподносить это жене. Очень стоит советоваться, найти себе наставника, знающего Вашу непростую ситуацию.
Огорчать жену, конечно же, нельзя, но с другой стороны надо знать, что жена может «специально» расстроиться, чтобы повлиять на мужа, и тогда нужно «не сдаваться».
Соблюдающему мужчине от жены нужны три вещи: кошерная кухня, соблюдение субботы и чистота семейной жизни. Если жена наотрез отказывается пойти на это ради мужа, он не сможет соблюдать заповеди, оставаясь в своей семье. Если же жена выполняет всё это ради мужа, хотя скрипит и ворчит, рыдает и страдает при этом, — то её надо просто носить на руках, ценить и благодарить, заваливать подарками и комплиментами, возносить в глазах семьи. А также благодарить её родителей, что родили и воспитали такую замечательную девушку. И говорить ей, что она просто спасает его жизнь, позволяя ему соблюдать эти заповеди, и своей поддержкой, заботой, любовью и т.д. И Вы видите, каких усилий это ей стоит, и так это цените. (Женщине НЕОБХОДИМО, чтобы муж знал и понимал, что она очень тяжело вкалывает. И это его понимание уже облегчает тяжесть её ноши, а зачастую она просто перестаёт ощущать эту тяжесть).
В Талмуде рассказывается: у рава Хии была очень плохая жена, а он всё время приносил ей подарки, чтобы порадовать её. И когда его спросили, как он так хорошо относится к жене, которая его всё время огорчает, он ответил: «Достаточно, что они (жёны) растят наших детей и спасают нас от греха» (Йевамот 63).
Попробуйте и Вы мягко и в располагающей форме объяснять, что Вы делаете, и просить у жены содействия, и благодарить её за каждый шаг Вам навстречу. И постоянно просите Всевышнего, чтобы Он помог всей Вашей семье приблизиться к Торе и особенно — Вашей жене.
Желаю Вам успеха и благословения Всевышнего во всём.
С уважением, Лея Солганик
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.