Темы: Рав Реувен Куклин, Песах, Иврит, Маца, Хамец, Еврейский алфавит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Объясните, пожалуйста. В словах «хамец» и «маца» две буквы одинаковые (мем-цади), а две буквы отличаются друг от друга как по положению в слове, так и по значению. Объясните это. Спасибо за ответ. Дмитрий
Уважаемый Дмитрий,
Вы задаёте интересный вопрос. А-Шла (глава Бо) пишет, что различие между словами маца и хамец заключается в следующем: в букве hэй в слове маца палочка справа не доходит до вершины буквы, а оставляет «выход», а в букве хэт в слове хамец палочка доходит до конца. Талмуд (трактат Менахот 29 б) говорит, что «выход» в букве hэй символизирует возможность выхода из этого мира в мир будущий. Такая возможность существует, только когда у человека есть йецер а-тов («доброе стремление», «стремление к добру», которое символизирует маца). Йецер а-ра же («дурное стремление») отупляет человека окончательно, не оставляя ему возможности совершить раскаяние и удостоиться будущего мира — на это «намекает» буква хет, которая закрыта со всех трёх сторон, «не оставляет выхода». Говорят мудрецы в трактате Йома (39а), что, совершая грех, человек (духовно) тупеет.
Почему буква хэт стоит в начале слова, а буква hэй в конце? Это можно объяснить, опираясь на слова книги Зоар (глава Трума). Зоар говорит, что дурное стремление приходит к человеку без какой-либо подготовки, в отличие от стремления доброго. Поэтому в слове хамец буква хет стоит в начале слова, «намекая»: духовное безумие приходит внезапно, без подготовки. Буква hей же стоит в конце слова, поскольку для того, чтобы получить долю в грядущем мире, необходима духовная подготовка.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Тайна буквы…
Читайте: Что выражают буквы еврейского алфавита?
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Маца — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Мирьям Климовская
Как правило, за нашими праведниками и мудрецами всех поколений замечали, что даже в преклонном возрасте они были деятельны и даже стремительны, когда дело касалось исполнения воли Творца
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Что такое хамец? Что именно запрещено в Песах?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Яков Шуб
Сейчас ослабляют режим карантина: можно молиться по 19 человек, устраивать свадьбы по 50 человек и т.п.; но ведь для этого надо считать евреев? Это ведь запрещено? Как можно считать евреев, не нарушая запрета? В чем была ошибка царя Давида?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.