Темы: Потомство, Еврейский закон, Авраам, Сара, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом уважаемые раввины!
После того, как прошло 10 лет жизни Аврама и Сары, Сара дала ему свою рабыню. Из этого еврейские мудрецы вывели закон, что после 10 лет совместной жизни, если жена не может родить, муж имеет право на развод. Но ведь в той ситуации это была ошибка Аврама. Я имею в виду то, что он взял Агар. Ему было обещано потомство от Сары и все, нужно было просто ждать и верить. Как же мудрецы могли вывести закон из явной ошибки? Ведь эту ошибку мы не исправили до сих пор! С уважением, Юрий Кулиш, Киев
Шалом, уважаемый Юрий!
Вы совершенно справедливо заметили: нельзя выводить закон из ошибочного поступка. А поскольку наши мудрецы все-таки вывели из упомянутого Вами «прецедента» Закон, нам остается сделать единственный логически допустимый вывод — поступок Авраама не был ошибкой! Напротив, многие комментаторы приводят слова мудрецов из Мидраша: «послушался Аврам голоса Сарай» означает «послушался голоса Руах а-Кодеш», пророческого дара, которым она была наделена. То есть, Авраам понимал, что этот брак также предопределен Небесами, и только поэтому согласился на него. Некоторые комментаторы замечают, что на самом деле Авраам продолжал надеяться на рождение Сарой наследника, но уступил ее просьбе, чтобы порадовать ее. Или чтобы у нее прибавилось заслуг: если она вырастит и воспитает сына Агари, то удостоится вырастить собственного сына — на это она прямо намекает, формулируя свою просьбу. Но это личная надежда Авраама, потому что Всевышний обещал ему потомство от Сары намного позже, когда велел сделать брит. Ишмаэлю было тогда уже 13 лет. Так что никаких прегрешений против веры в женитьбе на Агари не было, даже если бы это была обычная просьба Сары.
С уважением, Овадья Климовский
Слушайте: Сара и Агарь
Рав Натан Агрес
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.