Здравствуйте!
Мы уже несколько лет соблюдаем еврейские традиции. У меня вопрос. Мы живем в Канаде, в отдельном доме, который отапливается газовой системой нагревания воды. У нас сильно меняется погода, а у меня маленькие дети, и если я забыла включить отопление дома, они могут все сильно простудиться. Мои вопросы:
1. Могу ли я в субботу включить отопление для того, чтобы маленькие дети не простудились (температура за окном около 0 градусов)?
2. Работающая система отопления подключается таймером. Могу ли я подправить таймер, увеличив время горения газа?
3. Какой конкретно возраст ребенка может являться основанием для того, чтобы сделать запрещенное действие в субботу для здоровья ребенка?
С уважением, Марина
Спасибо за Ваш интересный вопрос. Мудрецы приравняли нужды ребенка к нуждам больного, жизни которого не угрожает опасность (Рамо 328:17). Для такого больного еврею запрещено в Шаббат выполнять действия (млахот), запрещённые Торой. Но разрешено попросить нееврея их выполнить. Очевидно, что включение системы отопления, которая работает от газа, связано с зажиганием огня. Соответственно, это действие запрещено в Шаббат Торой. Получается, в Вашем случае можно попросить нееврея включить отопление — потому что дети легко простужаются . Кроме того, необходимо знать: если стало так холодно, что обычно при такой температуре люди в Вашей местности включают отопление, чтобы не переохладиться и не простудиться (а не просто для того, чтобы в доме было приятно), можно попросить нееврея включить отопление, даже если в доме находятся только взрослые (Шулхан Орух 276:5).
В отношении таймера. Если речь идет об электронном таймере, можно попросить нееврея переключить его, как было сказано выше. Если же таймер механический и был установлен, чтобы выключить отопление в определенное время, разрешено «подправить» таймер, увеличив время горения газа, однако запрещено сокращать время горения. Соответственно, если таймер был установлен, чтобы включить отопление в определенное время, разрешено подправить так, чтобы оно включилось позже, и запрещено — чтобы оно включилось раньше.
Не установлен точно возраст, до достижения которого ребенок приравнивается к больному, чьей жизни не угрожает опасность. В соответствии с нуждами ребенка по-разному устанавливается и «возрастная планка». Например, если нет другой еды, разрешено попросить нееврея сварить еду для ребенка младше 9 лет. В случае с отоплением это должен быть ребёнок младше (и в возрасте) 7 лет.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Как можно нарушать субботу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Мы почитаем субботу, веря в Творца, который удовлетворяет человеческие потребности. Соблюдение шаббата начинается с подготовки дома и самого себя.
Рав Яков Шуб
Можно ли произносить имя человека, которого обожествили?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.