Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Отношения до брака, Яков Шуб
Шалом! Доброго Вам времени суток! Хочу понять такой вопрос: на каких местах Торы основывается запрет прикасаться друг к другу двум молодым не замужним (не женатым) людям? Спасибо!
Большое спасибо за интересный вопрос.
О гилуй арайот (отношениях с женщинами, которые запрещены мужчине) сказано в Торе (Ваикра 18:6): «Никто из мужчин к женщинам, которые запрещены ему по плоти, пусть не приближается, чтобы открыть наготу. Я Вс-вышний». Далее (Ваикра 18:19) приводится запрет приближаться к женщине, которая находится в состоянии ритуальной нечистоты — нида: «И к женщине во время ритуальной нечистоты не приближайся, чтобы открыть наготу». Сифра (Ахарэй Мот 13:2) объясняет: поскольку не сказано просто, что запрещено «открывать наготу», а сказано, что нельзя «приближаться» к арайот и нида, значит, существует отдельный запрет «приближаться» к ним. И в Авот де-Раби Натан (5:5) сказано, что Тора построила «ограду» для своих законов: запретила «приближаться» к арайот и нида.
Рамбам (Сэфер а-Мицвот 353) считает, что запрет «приближаться» является запретом из Торы. В свою очередь, Рамбан в комментариях к Сэфер а-Мицвот Рамбама спорит с ним; он полагает, что данный запрет установлен мудрецами. По его мнению, приведённые стихи Торы не содержат прямого запрета, а лишь «напоминают» мудрецам о необходимости установить данный запрет. Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 21, Йорэ Дэа 195:17) принимает мнение Рамбама. Как было сказано выше, запрет распространяется как на замужних женщин, так и на незамужних женщин и девушек, поскольку считается, что они находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нида.
Запрет «приближаться» включает в себя любые действия, выражающие влечение к женщине, например, объятия, поцелуй или прикосновение с целью получить удовольствие (Рамбам, Исурэй Биа 21, Шулхан Орух, Эвен а-Эзер21). Прикосновение, не выражающее влечения к женщине, без цели получить удовольствие также запрещено, но запрет этот менее строг. Поэтому в некоторых ситуациях, например, когда нет возможности попасть к врачу-женщине, женщине разрешено посетить врача-мужчину (если не существует проблемы «уединения»), поскольку в данном случае он находится на рабочем месте и выполняет врачебные функции (Шах 195:20). Однако некоторые галахические авторитеты устрожают закон и в этом случае (Бейт Шмуэль, Эвен а-Эзер 20:1, Торат а-Шломим 195:15). Случай, когда женщина упала и нуждается в посторонней помощи, подобен ситуации с врачом, поэтому разрешено помочь ей, если вокруг нет женщин, которые могут это сделать.
О «силе прикосновения» много говорят современные педагоги. Они рекомендуют молодым мамам как можно больше быть в физическом контакте с ребенком, чтобы создать у него ощущение безопасности и внушить уверенность в себе. В любом случае, мы видим, что прикосновение запускает необратимые процессы в душе и теле человека.
На первый взгляд, рукопожатие является довольно безобидной формой физического контакта, оно принято во многих кругах в качестве приветствия или как знак заключения сделки. Но в некоторых кругах в качестве приветствия приняты также «безобидные» поцелуи и объятия. Вместо того, чтобы вставать на скользкий путь, субъективно определяя содержание того или иного действия (а ведь иногда даже непреднамеренное прикосновение может перерасти во что-то иное), в иудаизме просто принято избегать любого физического контакта (Игрот Моше, Эвен а-Эзер 1:56).
Общеизвестно, что в основе соблюдения так называемых «правил галантности» зачастую лежат аморальные побуждения. И человек, соблюдающий запрет прикосновения, исключает этот момент.
Запрет прикосновения к лицам противоположного пола учитывает естественное физическое притяжение между мужчинами и женщинами и обеспечивает «ограду». Соблюдение этого запрета отражает решимость относиться к представителям противоположного пола с уважением, признавая их достоинство, а не просто как к объектам физического желания.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.