Темы: Первородный грех, Рав Реувен Куклин, Грех, Ган Эден, Адам и Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ. Больше всего я удивился своей реакции на него — я принял его полностью.
Я не знаю, могу ли я задать Вам еще несколько вопросов, но попробую. Сколько времени Адам и Хава прожили в Эдене? Этот вопрос меня волнует с точки зрения семейных отношений. Хава еще как-то, хоть и безуспешно, пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Хаве, почему? По-видимому, между ними уже успели сложиться какие-то отношения, тогда какова роль каждого в этих отношениях? По-моему налицо какой-то перекос, но это же происходит в Эдене, до грехопадения.
С глубоким уважением, Геннадий, Одесса
Уважаемый Геннадий!
Вы пишете, что удивились тому, что полностью приняли мой ответ. Из этих слов я понимаю, что Вы человек, который не с лёгкостью принимает утверждения других. С точки зрения иудаизма это большое достоинство, присущее обычно мудрецам Торы. В Талмуде сказано (трактат Таанит 4а): «Мудрец, который не твёрд, как железо, — не мудрец». Имеется в виду, что мудрый человек должен быть твёрд в своих убеждениях, не менять их с лёгкостью. Только после основательного интеллектуального анализа мудрый человек примет новые для него идеи.
Однако если в результате интеллектуального анализа мудрый человек видит истинность этих убеждений, он их принимает. В трактате Пиркей Авот (5, 7) мудрецы перечисляют качества, необходимые мудрецу. Одно из этих качеств: «Соглашается с истиной».
Поскольку ответ, который я Вам послал, — не мой, а еврейских мудрецов, комментаторов Торы, его истинность очевидна (как и истинность всех слов мудрецов — для того, кто в них вдумается). И Вы, как мудрый человек, увидели его истинность и с ним согласились.
Относительно Вашего вопроса об Адаме.
Мудрецы говорят (Мидраш Ваикра Рабба 21, 1), что в тот день, когда Адам был создан, он согрешил. Действительно, удивительно: из этих слов мудрецов видно, с какой лёгкостью Хаве удалось убедить мужа.
Отсюда можно сделать вывод о том, насколько велико влияние жены на мужа. Этот момент подчёркивает самый мудрый из всех людей, царь Шломо (Соломон), говоря (Мишлей 14, 1): «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками». В этом стихе «домом» называется семья. Речь идёт о способность жены положительно (либо отрицательно) влиять на мужа.
Мидраш (Бэрэшит Рабба 17:7) приводит историю о хасиде (праведнике), женатом на большой праведнице. По прошествии немалого времени у них не было совместных детей. Сказали они друг дугу: «Б-гу важно, чтобы у людей были дети. Нам важно поискать себе другую пару. Возможно, таким образом мы удостоимся детей». Хасид и хасида развелись. Так получилось, что праведник женился на грешнице, а также его жена вышла замуж за грешника. Хасид под влиянием грешной жены стал также грешником, а грешник под влиянием праведной жены стал праведником. Заканчивает Мидраш: «Из этого мы учим, что всё от женщины». Т.е. её влияние на мужа гораздо более весомо, чем влияние мужа на его жену.
Их этого мы видим, какая огромная ответственность лежит на женщине в построении семьи, и насколько важно мужчине выбирать праведную жену.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Почему невесту водят вокруг жениха?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Рав Реувен Куклин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.