Темы: Богатство, Деньги, Цдака, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНедавно мы завели разговор об отношении между бедными и богатыми. Поэтому нас заинтересовал вопрос, какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
В трактате Авот говорится: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». Подразумевается, что довольство связано не с ограниченностью ума (довольным может быть и сумасшедший), а с пониманием, что всё, что мы имеем, приходит от Всевышнего, Который знаком с нашими потребностями. Отсюда отнюдь не следует, что не надо ничего делать. Ничего не делающий ничего не получит. Но конечный экономический результат зависит не от нас. От нас зависит только — быть или не быть хорошими людьми. Всё остальное — испытание: и бедность, и богатство. Мудрецы учат, что достаток даётся человеку для того, чтобы поддержать бедных. Творец и Сам способен помочь неимущим, но Он хочет, чтобы эту великую заповедь выполнили именно люди. Другой функции у любого сколоченного капитала нет. Понятно, что всё надо делать с умом: простая раздача денег может привести к трагедиям, а не к помощи. Но деньги не сделаны для того, чтобы с их помощью делать новые деньги и только. Разумное распоряжение капиталом должно иметь цель — помощь (правда, в размере не больше 1/5 от всего). Кому? Беднякам, ешивам, синагогам, разного рода организациям, занятым укреплением Торы внутри еврейства.
Сказал Коэлет (Экклезиаст): «Сытость богатого не даёт ему спать. Тяжёлую болезнь видел я под солнцем — богатство, хранимое на беду его владельцу … но тот, кому Всевышний дал богатство, имущество и власть … и он, пользуясь своей долей, радуется своим трудам, — (получил) дар от Всевышнего». Обратите внимание — пользуется своей долей, а остальное отдаёт! Иначе (не про нас будь сказано) имеет он тяжёлую болезнь и суету сует.
Читайте также: тема Деньги и денежные отношения в иудаизме
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Виктория Фридман
Кого любит Б-г?
Рав Бенцион Зильбер
Как быть с найденными деньгами, если невозможно узнать, кто их потерял?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Рав Моше Гекрайтер
Богатому тоже надо молиться о пропитании?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина