Темы: Одежда, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины. Не могли бы вы рассказать о традиционной еврейской одежде, в частности о штраймле, различных капотах и т.д. Какие направления что носят и какой смысл носить именно эту одежду? С уважением,
Изя Финкельштейн, Кирият-Гат, Израиль
Здравствуйте! Одежде у евреев всегда уделялось большое внимание. Еврею не следует уподобляться окружающим народам в поведении, а также и в одежде. Написано в Гмаре, что даже за определенный, принятый у евреев, цвет шнурков на ботинках надо быть готовыми отдать жизнь, если неевреи насильно принуждают сменить их, желая отдалить еврея от его веры. Однако это относится только к тем видам одежды, которые несут «идеологическую окраску». Идолопоклонство, например. Следовать же общемировым стандартам одежды нет запрета. Поэтому мы можем видеть интересную картину – с одной стороны, по одежде еврея сразу можно узнать, откуда он родом (или его предки). Выходцы из западной Европы одеваются в костюмы во многом современного покроя, из Польши и Галиции – в кафтаны, хасиды любят штраймл – меховые шапки, у жителей Старого Иерусалима тоже сложились свои традиции одежды, корни которых – в традициях тех мест, откуда они прибыли в свое время. Традиционная одежда «ерушалми» – длинные черные кафтаны, а по Шаббатам и праздникам – золотистые полосатые. Причем интересно, что «литвака» (последователя Виленского Гаона) от хасида у ерушалмим трудно отличить, разве что посмотреть, как присоединены цицит к талиту. И те, и другие по Шаббатам одевают штраймл, и пейсы одинаковые. У восточных евреев приняты восточные же одеяния, и т.п. Этот список, конечно, очень поверхностный, только для примера.
С другой стороны, евреи всегда будут отличаться чем-то от тех народов, среди которых жили. То ли кипа, то ли несовременный кафтан, хоть и заимствованный у окружающих народов, будут выдавать в том, кто их носит, – еврея. Но в чем смысл того, чтобы всем носить одинаковую одежду, спрашиваете Вы. Даже те различные виды одеяний, которые упомянуты выше, все равно составляют несколько групп, и внутри каждой группы все одеты одинаково. А в чем, спросим мы Вас, состоит смысл армейской униформы? Люди своей одеждой подчеркивают свою принадлежность к определенному кругу. Солдат – это звучит почетно. Солдат армии Творца – звучит еще более почетно!
Кроме того, как ни странно это прозвучит, индивидуальность человека проявляется лучше тогда, когда его одежда не отличается от одежды других. Тогда люди начинают различаться лицами, поступками, и их одежда не запорашивает глаз никому.
Читайте: Еврейская одежда.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Тецаве
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.