Темы: Избранность, Предназначение, Дарование Торы, Союз с Б-гом, Заслуги, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, квод hа-рав (уважаемый раввин)! Скажите, пожалуйста, какая была цель у Всевышнего при даровании Торы еврейскому народу? Марк
Здравствуйте, Марк!
Спасибо Вам за вопрос!
Говоря о целях и намерениях Всевышнего, будем осторожны: подобное обсуждение несколько выходит за рамки наших возможностей. Создание, по определению, не может постичь своего Создателя.
Всё, что нам доступно из знаний о Нем, Благословенном, — это только то, что Его безграничная мудрость решила открыть нам — весьма ограниченным во всех отношениях. Поэтому разрешите немного перефразировать вопрос. Зададим его так: что говорит сама Тора о цели ее дарования народу Израиля?
Кажется, ответ есть. Непосредственно перед Синайским Откровением, Всевышний зовет Моше подняться к Нему и велит передать народу следующее (Шмот 19:5-6): «И теперь, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом (драгоценностью — сгула) из всех народов… будете у Меня царством священников и народом святым».
Сфорно[i], комментируя эти стихи, поясняет[ii]: Всевышний заключает союз с еврейским народом ради заслуги этого народа — принятия Торы. Теперь Израиль становится особенно дорог Б-гу. Да, весь род человеческий близок Ему, в отличие от остальных творений, ведь праведники из любого народа имеют долю в Будущем Мире. И всё же к еврейскому народу особое отношение: большая его часть (кроме явных злодеев и вероотступников, см. мишну в трактате Санхедрин 10:1), а не только отдельные личности, сможет удостоиться Будущего Мира.
Теперь, получив Учение, народ Израиля получает особую миссию: быть как бы «представителями» Всевышнего на земле. Его задача — вести за собой всё человечество, чтобы раскрыть в мире Единство Творца. Всем народам предстоит оставить идолопоклонство и объединиться с Израилем в служении Всевышнему.
По Б-жественному «плану», потомки Авраама должны были вознестись над материей и получить бессмертие. Не только как народ, но и как отдельные люди — как будет во времена Машиаха, которого мы ожидаем. Дарование евреям Торы могло привести к исправлению греха Первого Человека и идиллии Конца Времен. Но, к сожалению, последовавший вскоре грех Золотого Тельца сделал это невозможным.
День шестого Сивана, как говорит мидраш, предназначен для получения Торы с шести дней Творения. Каждый год в этот день мы как бы снова приближаемся к горе Синай и произносим «Наасэ вэ-нишма» («(Всё, что говорил Господь,) сделаем и будем послушны», буквально «сделаем и услышим» Шмот 24:7). Ведь судьба еврейского народа — это судьба народа Торы.
В праздник дарования Торы каждый из нас вспоминает о своей самой «еврейской» задаче: получить Тору и передать ее будущим поколениям.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 /ок. 1470-1550 Италия) — знаменитый комментатор Писания.
[ii] Сфорно комментирует эти стихи, объясняя по отдельности каждые несколько слов, как это принято у комментаторов ТАНАХа: что значит «будете Моим дражайшим уделом из всех народов», что значит «будете у Меня царством священников» и т.д. Я постарался, чтобы не затруднять читателя, пересказать комментарий своими словами, без привязки к тексту. В работе с комментарием Сфорно очень помогли примечания и пояснения рава Йеуды Купермана зацаль в его издании.
Следует отметить, что есть комментаторы, которые в некоторых моментах не согласны со Сфорно и объясняют эти стихи иначе, см. комментарии Рамбана и Мешех Хохма к этим стихам (Н.Ж.).
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Зеев Урман
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Арье Гальчук
Рав Арье Гальчук отвечает на вопросы: какие виды жертв есть в иудаизме? В каких случаях приносили жертву благодарности? Почему с благодарственной жертвой приносилось так много хлебов? За что назир благодарил Всевышнего? А если назир нарушит обет?
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Бенцион Зильбер
Кто принимал на себя обет назорейства?
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Рав Арье Гальчук
По чьему решению человек становится назиром? В чем «грех» назира? «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты?!» Зачем воздерживаться от того, что не запрещено всем остальным людям? Святой убегает от мира?