Темы: Ненависть, Любовь, Депрессия, Изучение Торы, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Ребе. Скажите, как поступать в ситуации, когда устаешь от изучения Торы и еврейской литературы и учебы в целом. Стоит ли себя заставлять принудительно учиться, когда сил сосредотачиваться совсем нет, да и состояние эмоционального упадка? Я стараюсь каждый день хоть одну страницу прочитать, но хочется быть хорошим учеником. Спасибо. N.
Шалом, N.!
О той ситуации, которую Вы описываете, говорит древняя книга «Сефер а-Яшар»[i]. В жизни каждого человека есть различные периоды, и «Сефер а-Яшар» называет их «днями любви» и «днями ненависти». В «дни любви» всё идет как по маслу, а в «дни ненависти» всё валится из рук, нет мотивации что-либо делать и расположение духа — хуже некуда…
Эти времена сменяют друг друга с разной периодичностью. «Сефер а-Яшар» пишет, что в «дни ненависти» человек не должен быть слишком требовательным к себе и в этот период не стоит ожидать от себя таких же результатов, как в хорошие периоды. Однако опускать руки тоже неправильно, поскольку, если человек полностью запустит свое дело, ему будет очень трудно вернуться к привычному графику. Если мы говорим об изучении Торы, то в «дни ненависти» стоит снизить ежедневную норму ровно настолько, чтобы была возможность исполнять все свои обязательства в минимальном объеме до тех пор, пока состояние не улучшится.
Важно упомянуть: человек, изучающий Тору, должен думать также и об отдыхе. Рамбам[ii] пишет о необходимости здорового питания и сна. Шульхан Арух[iii] упоминает о том, что человек, изучающий Тору не должен отказываться от сна и отдыха, чтобы не сойти с ума от напряженной работы. Как в спорте — ни один тренер не даст своим ученикам с первого раза высокие нагрузки. И те, кто лишь недавно приступил к серьезному изучению Торы, должны быть «сами себе тренерами», действовать разумно и наращивать интенсивность занятий постепенно!
Мы можем повлиять на продолжительность «дней любви» и «дней ненависти». Чем большее удовольствие мы получаем от изучения Торы и духовного роста, чем глубже осознаем, насколько это важно для нас и для всего мира, тем более продолжительными становятся «дни любви». При правильном подходе и последовательной работе над собой мы можем быть уверены, что уровень нашей учебы будет расти качественно и количественно.
С наилучшими пожеланиями, Элияу Левин
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Хана Лернер
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Ципора Харитан
Рав Реувен Куклин
Хотелось бы самому взглянуть на то место в Учении, где это приведено...
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Моше Пантелят
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.