Темы: Обида, Запреты, Душа, Заповеди, Наши родители, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ этом году есть много людей, которые считают меня виноватой. Но я не считаю себя виноватой, а потому мне очень трудно с этим смириться и просить у них прощения.
Приведу только один пример, чтобы стало понятно, в чем меня обвиняют. Месяц назад ушел мой папа заль (благословенна память о нем). Я одна в нашей семье сидела шив-у (семь дней траура) и пыталась соблюсти всё, что мне известно, в день траура. К счастью, муж поддержал меня.
Брат даже не отпустил бороду и хотел уже в день похорон вернуться на работу. Его пристыдили другие родственники, и только поэтому он остался еще на несколько дней. Мама даже не хотела давать разрезать свою блузку. Я пыталась объяснить ей, как принято соблюдать траур. Но она повторяла, что наш папа не был религиозным.
Сразу после похорон моя двоюродная сестра потащила маму на могилу своей мамы — маминой сестры. Я сказала, что это запрещено. Конечно, это вызвало обиду у сестры. А мама стала ругать меня и упрекать, что как я, мол, такая жестокосердная, так плохо отношусь к своей тете.
Вот примерная ситуация. Были и другие. Мне очень больно от такой несправедливости. Я не хочу просить прощения ни у мамы, ни у брата, ни у двоюродной сестры. N.
Здравствуйте, N.!
Я Вас очень хорошо понимаю. Мало того, что Вы переживаете потерю близкого человека и стараетесь сделать максимум для его души, Вам приходится также выдерживать противостояние родственников…
Вы совершенно правы, прилагая усилия, чтобы похороны и траур прошли в меру возможности «кошерно». К сожалению, люди, далекие от Торы, не понимают, насколько это важно для умершего.
Так или иначе, опыт свидетельствует, что насильно навязать исполнение законов и традиций практически невозможно. Следует рассказать родственникам об основных законах, подчеркнуть, что всё это очень важно для души умершего, и предоставить решение им самим.
Такой способ «убеждения», как правило, более эффективен. То, что не будут делать ради нас, сделают ради души человека, покинувшего этот мир… Даже если это не приведет к желаемым результатам, со своей стороны Вы сделали максимум…
Само собой, обиды родственников безосновательны. Но продолжение ссоры только углубит трещину в отношениях… Трудно издалека оценить ситуацию в семье, но я бы порекомендовал в спокойной беседе поднять эту тему и постараться объяснить, что Вы ни в коей мере не намеревались никого обижать и Вашей единственной целью была забота о душе Вашего папы. Несомненно, сейчас для него важно, чтобы в семье не было обид и разногласий.
С уважением, Элияу Левин
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Почти все время мы живем с родителями мужа
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.