Темы: Грех, Храм, Прощение, Молитва, Жертвоприношения, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин! Откровенно говоря, меня волнует такой вопрос. Танах говорит: когда человек совершал какой-либо грех, то он приносил определенную жертву, сначала это было в Скинии, потом в Храме. Уже примерно две тысячи лет нет Храма (а жертвы должны приносить только там). Как прощались и прощаются грехи без Храма и жертвоприношений? Заранее благодарю! Максим
Шалом!
Вы задаете очень верный вопрос. Наши мудрецы говорят, что точно такой же вопрос задал Всевышнему наш праотец Авраам. Когда Б-г заключил с ним союз и пообещал многочисленное потомство и Землю Израиля (Берешит 15:9-21), Авраам спросил: что будет, если его дети согрешат и у них не будет возможности принести жертвы, чтобы искупить свой грех? Неужели Б-г откажется от них? Б-г ответил: «Я уже приготовил для них порядок произнесения отрывков о жертвоприношениях. Они будут читать эти отрывки, и Я прощу им все их прегрешения» (Талмуд, Мегила 32 б; Таанит 27 б).
Идея жертвоприношения состоит в том, что человек «жертвует» себя Всевышнему, то есть полностью подчиняет себя Его воле. Осознав это, человек уже не сможет согрешить, поэтому жертвоприношение и является исправлением всех грехов. Ясно, что главное здесь — это мысли и чувства человека. И все-таки фундаментальный принцип иудаизма гласит, что одних мыслей и чувств недостаточно, их нужно дополнить материальным действием. Таким действием становится принесение животного в жертву.
Но и в наше время, когда нет Храма, этот путь не закрыт. Произнося стихи Торы, где говорится о том или ином жертвоприношении, и осмысливая их, человек тоже может заслужить прощение. Поэтому издавна возник обычай произносить перед утренней молитвой отрывок о постоянной жертве тамид и учить пятую главу трактата Мишны Звахим, где говорится о порядке жертвоприношений.
(Я надеюсь, Вы понимаете, что одного жертвоприношения не всегда достаточно для того, чтобы стереть последствия греха, и что оно не всегда спасает от наказания).
С уважением, Арье Гальчук
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.