Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Прощение, Рав Александр Кац, Мусар, Литва, Раби Исраэль Салантер, Освящение Имени Всевышнего
Раби Элияу Левинзон (р. Элинке Картингер; 5582-5648 /1822-1888/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.
Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы.
Был ближайшим учеником рава Исраэля Салантера.
Следуя совету наставника, р. Элияу отказался от всех предложенных ему почетных раввинских «тронов» и пошел на службу бухгалтером в ковенское отделение банка, принадлежащего знаменитому еврейскому финансисту Шлёме Файнбергу. Проявив исключительные способности в ведении дел, р. Элияу вскоре стал директором ковенского отделения.
В этот период он помогал р. Исраэлю Салантеру вести занятия в ковенском мусар-штибле (Доме этике).
Вскоре имя р. Элияу приобрело широкую известность. Однажды клиент его отделения, слывший состоятельным коммерсантом, объявил о своем банкротстве — банку был причинен ущерб, исчисляемый колоссальной для того времени суммой в сто тысяч рублей. Р. Элияу почувствовал свою личную ответственность за случившееся и решил возместить банку недостачу. Он уволился из банка и, открыв собственное дело, в течение нескольких лет выплатил банку Файнберга всю сумму ущерба. Об его неординарном поступке сообщили во многих русских и германских газетах, сделав его имя символом честности и порядочности при ведении дел.
Благодаря высокому кредиту доверия, р. Элияу преуспел в целом ряде коммерческих предприятий, а затем создал свой собственный банк, финансовая деятельность которого распространялась на целый ряд европейских государств. Российское правительство, полагаясь на его верность и надежность, предоставляло ему крупные и выгодные подряды, — в результате р. Элияу стал владельцем одного из самых значительных состояний, из которого он щедро жертвовал на благотворительные нужды и на материальную поддержку знатоков Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.2 с.250).
Его старый деревянный дом в Картинге, выходящий на базарную площадь, всегда был полон людьми. Приходили деловые партнеры и бедняки, нуждающиеся в материальной поддержке; раввины окрестных местечек обращались к нему за решением сложных алахических проблем.
Подобно своему наставнику р. Исраэлю Салантеру он строго следил за тем, чтобы его самоотверженное рвение при выполнении заповедей не причинило бы ущерба или неудобства окружающим людям. Каждый его поступок был настолько выверен и продуман в свете алахических требований, что его называли «Живым Шульхан арухом» (Гдолей адорот).
Р. Элияу был предельно честен не только с людьми, но и в отношении государства. Он следил, чтобы на его предприятиях скрупулезно соблюдались все таможенные и налоговые законы. Если какое-то письмо посылалось с оказией, р. Элияу покупал соответствующие марки и рвал их, чтобы не причинить убытка почтовому ведомству (там же).
В течение сорока лет р. Элияу руководил работой фонда, собирающего по всему литовскому краю деньги на поддержку еврейских общин на Святой Земле.
Р. Элияу Левинзон (или как его любовно называли в народе, р. Элинке Картингер) умер 18 Ияра 5648 /1888/ года в литовском городе Расейняй.
Похоронная церемония проходила при невиданном по тем временам многотысячном собрании народа — с десяти часов утра до пяти вечера.
В своем завещании р. Элинке, с трепетным вниманием относившийся к достоинству каждого человека, просил прощения у каждого, против кого он, не дай Б-г, согрешил. Не удовлетворившись этим, он завещал, чтобы специальный посланник обошел все дома Картинги и от его имени попросил прощение у каждого жителя города (Гдолей адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.