Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Притчи
Раби Ицхак бар Моше Арама (Бааль Аакеда; ок. 5180-5254 /ок.1420-1494/ гг.) — знаменитый комментатор Писания.
Возглавлял ешиву в г. Саморе, в королевстве Кастилия. Затем был раввином общины г. Таррагоны, расположенного на берегу Средиземного моря, южнее Барселоны.
Составил комментарий на Пятикнижие, названный Акедат Ицхак (Жертвоприношение Ицхака). Его толкования отличаются особенной глубиной и поэтической образностью.
Комментируя стих «Жизнь и смерть Я даю тебе, …избери же жизнь» (Дварим 30:19), р. Арама приводит притчу о трех сыновьях царя, попавших в прекрасный сад, полный изумительных плодов и сокровищ. Перед входом в сад их предупредили, что в определенный момент им обязательно придется уйти, и они не смогут вынести с собой ни плодов, ни сокровищ. И вот, один из сыновей набросился на плоды и без устали поедал их, пока не заболел и не оказался на краю гибели. Второй сын, забыв об еде и сне, без устали набивал мешок за мешком драгоценными камнями и слитками золота, — а, когда пришло время покидать сад, стражники, поколотив его, отобрали все собранные сокровища. И лишь третий сын уделил все время вдумчивому изучению чудес сада: и, в конце концов, он постиг, что прекрасный сад не вырос сам по себе, но он создан по единому плану — каждая деталь в нем продумана и связана со всем остальным. И он принялся искать мудрого хозяина сада, чтобы более глубоко постичь его замысел…
Подводя итоги сказанному, р. Арама заключает: «Царь царей направляет своих смертных сыновей в этот мир, чтобы они, действуя в нем надлежащим образом, смогли бы удостоиться жизни в Будущем мире. …Но очень многие растрачивают свои дни в погоне за наслаждениями, стремясь насытить свои желания, — в конце концов, душа выпорхнет из тела, и они будут отсечены от Будущего мира или подвергнуты карам Геинома, …поскольку следуя своим вожделениям, они много грешили. Другие, и таких тоже очень много, самоотверженно посвящают все свои дни накоплению имущества. Однако, к концу своих дней, они настолько глубоко погружаются в заботу о материальных благах, что утрачивают образ Всевышнего, по подобию Которого они были созданы. И когда они покидают мир, им не позволяют взять с собой накопленные сокровища… И лишь считанные единицы, постоянно размышляя, пытаются постичь предназначение бытия, — они “избирают жизнь”, посвящая свои дни изучению Торы и исследованию сотворенного мира, чтобы, познавая мудрое устройство Вселенной, приблизиться к познанию ее Творца».
Книга Акедат Ицхак была впервые напечатана в типографии г. Салоники в 5282 /1522/ году.
В 5252 /1492/ году, после изгнания евреев из Испании, р. Арама поселился в итальянском городе Неаполе; он скончался через два года после изгнания.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.