Раби Яаков-Ицхак бар Авраам-Элиэзер Гурвиц (Хозе из Люблина; 5505—5575 /1745—1815/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, духовный лидер хасидских общин Польши.
Прямой потомок знаменитого кабалиста и праведника р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), автора книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).
Родился в небольшом местечке возле г. Люблина.
В юности учился у Магида из Межерича (см.), однако основным его наставником был р. Элимелех из Лиженска (см.).
Предание рассказывает: чтобы приучить себя к сосредоточенности, он в течение семи лет обучения не открывал глаз — кроме времени молитвы и занятий Торой.
После женитьбы учился также у р. Мешулама-Зюши из Аннополя (см.), р. Шмуэля-Шмелке из Николсбурга (см.) и р. Леви-Ицхака из Бердичева.
Р. Леви-Ицхак из Бердичева оказал на него столь глубокое влияние, что на протяжении пятнадцати лет р. Яаков-Ицхак посвящал час в день особой молитве, в которой благодарил Создателя за то, что Он направил в этот мир великую и святую душу бердичевского раввина (Гдолей адорот).
Около 5555 /1795/ года, по завершении периода ученичества, р. Яаков-Ицхак стал главой хасидской общины Люблина.
Он обладал редкостным даром ясновидения, и хасиды называли его Хозе (Провидец). Предание свидетельствует, что, когда он смотрел на человека, то видел всю историю его души, начиная от Адама, — он знал, сколько перевоплощений пережила эта душа и что с ней происходило во время каждого из них, в чем она согрешила и в чем раскаялась, какую заповедь преступила, а в какой устояла».
Дар ясновидения позволял ему глубоко проникать в души учеников и благотворно воздействовать на них. «Когда к нему приходил хасид, — рассказывал один из учеников, — он доставал из него душу, очищал ее от всякой ржавчины и налета, а затем возвращал обратно такой, какой она была в час рождения».
У Хозе из Люблина было более ста двадцати выдающихся учеников, многие из которых стали духовными лидерами следующего поколения хасидов Галиции и Польши. Среди них особенно прославились р. Давид из Лелова (см.), р. Александр-Сендер из Комарно (см.), р. Яаков-Ицхак из Пшисхи (Аид Акадош; см.) и р. Сар-Шалом из Белза (см.), ставшие основателями важных хасидских «дворов».
Подобно своему наставнику р. Элимелеху из Лиженска, в работе с учениками Хозе обращал особое внимание на серьезное и основательное изучение законов Торы.
Увидев, что один хасид все время пребывает в состоянии глубокого созерцания и вообще не занимается изучением Торы, Хозе сказал: уж лучше отказаться от созерцания, но не оставлять учения — ведь, по утверждению мудрецов, сам Б-г говорит: «Лучше уж оставьте Меня, но только храните Мою Тору» (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1:7).
Хозе утверждал, что, если еврей не изучает Талмуд с комментариями, как минимум, шесть часов в день, он не в состоянии ощутить вкуса богобоязненности (Гдолей адорот).
Дом Хозе был всегда открыт для неимущих и странников, и он сам старался обслуживать всех гостей.
Однажды бедняк, которого он сытно накормил и напоил, спросил у него: «Раби, я понимаю, что, когда ты прислуживаешь мне за столом, ты выполняешь заповедь Б-га, желающего, чтобы странника принимали, как посланца с Небес. Но почему ты сам выносишь грязную посуду на кухню, ведь вокруг тебя столько хасидов, желающих тебе услужить?!». «А разве в обязанности первосвященника в Йом кипур не входило, — сказал Хозе, — выносить из Святая Святых священную утварь?!» (там же).
Силой своей молитвы Хозе стремился приблизить конечное избавление.
Хасидское предание рассказывает, что в 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, Хозе молился о том, чтобы эта война привела к возвращению всех евреев на Землю Израиля и к открытию Машиаха, но его просьба была отвергнута Небесами, потому что поколение не было достойно освобождения (Сарей амеа 4:9).
В праздник Симхат Тора 5575 /1814/ года Хозе тяжело заболел и полгода был прикован к постели.
Он говорил своим ученикам, что в день его смерти будут плакать и противники хасидизма.
Р. Яаков-Ицхак Гурвиц, Хозе из Люблина, умер девятого ава 5575 /1815/ года, в день всенародной скорби по разрушенному Храму.
Его духовное наследие отражено в книгах Зот зикарон (Вот память) и Диврей эмет (Слова истины).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.