Темы: Ципора Харитан, Идолопоклонство, Наши родители, Нерелигиозные родители, Совместное проживание
Здравствуйте! Уважаемый консультант, у меня есть следующий вопрос.
Сейчас я, с Б-жьей помощью, придерживаюсь кашрута, молюсь, соблюдаю субботу. Но мои родители, к сожалению, отрицательно относятся к этому, особенно мать. Недавно обстоятельства сложились таким образом, что я после нескольких лет отдельного проживания вернулась в дом родителей.
Скажите, пожалуйста, как правильно реагировать, когда мама-еврейка говорит вещи, мягко говоря, сильно противоречащие иудаизму? Надо ли что-то отвечать, когда она отрицает всемогущество Творца и прочие подобные вещи?
Кроме того, в самом доме много предметов, относящихся к авода зара (идолопоклонству). Меня также беспокоит, что, отрицая ценности иудаизма, мама интересуется вещами, которые можно назвать современным идолопоклонством.
Я стараюсь обходить эти темы, чтоб избежать ссор, и, как правило, сдерживаюсь.
Извините за длинный вопрос. Очень надеюсь на Вашу помощь, так как мне очень неприятно и больно видеть такое в своей семье, и я не знаю, как правильнее поступать. Спасибо! N.
Уважаемая N.,
К сожалению, ситуация, которую Вы описываете, очень часто встречается. То есть именно еврейские родители всеми силами пытаются оторвать детей от еврейской Традиции, потому что ощущают, что она и их к чему-то обязывает.
С этим практически ничего невозможно сделать, и советую как можно меньше вступать с мамой в какие-либо дискуссии.
А вот если рассказать ей что-то интересное из лекций о семейной жизни или даже о воспитании детей и сказать: «Мама, я тебя сразу вспомнила, когда говорили на эту тему, видишь, в тебе еврейский дух заложен», это может прозвучать как приятный комплимент и настроить послушать что-то еще.
Это очень долгий путь, но часто, когда люди убеждаются, что религия не отдалила от них детей, а даже наоборот, они готовы потом прислушаться еще к чему-нибудь и начать постепенно принимать какие-то изменения в ребенке и в жизни.
Естественно, я говорю об очень длительном процессе, а для нас для всех нормальным желанием является увидеть поскорее проблески света. Но ничего не поделаешь, тут не существует быстрых рецептов.
Поэтому постарайтесь сказать себе: когда Вы делаете что-то, чтобы наладить отношения с мамой, Вы одновременно приближаете её к свету Торы. Я думаю, такое понимание может очень помочь проявить сдержанность в целом ряде неприятных ситуаций, когда возникает ощущение, что Вы просто «говорите со стенкой» и Вас не слышат и не хотят понимать.
Каждый раз говорите себе: когда я молчу, я позволяю маме приблизиться к Творцу. Надеюсь, что это поможет Вам облегчить и улучшить отношения с ней.
От всей души желаю прийти к взаимопониманию в этой области как можно скорее.
С уважением и искренним пожеланием улучшить семейные отношения и прийти к согласию с родителями по важным для Вас вопросам, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.