Темы: Недельная глава, Трума
Недельная глава «Трума» рассказывает о том, как Ашем дает указание построить Мишкан — переносной Храм, «Дом для Всевышнего». Он любит детей Израиля и хочет всегда быть среди них. Ашем велит евреям принести труму — пожертвование, подношение для постройки. Приносить нужно было золото и серебро, великолепные ткани и выкрашенные шкуры, лен и шерсть, стволы акации и драгоценные камни, оливковое масло и благовония. Все это были очень дорогие вещи, ведь это строение должно было стать местом обитания Шхины.
Но евреям не жалко было отдать самое дорогое — наоборот, они были счастливы, что могут выполнить то, что сказал Ашем. Люди принесли столько золота, и серебр,а и прочего, что хватило бы на несколько мишканов! Самая большая радость для еврейской души — выполнить повеление ее Небесного Отца…
Ашем подробно описывает все устройство Мишкана, предметы, в нем находящиеся. Из чего они должны быть сделаны, каким образом, как выглядеть. Образы предметов Ашем показал Моше через пророчество, чтобы Моше точно знал, какими они должны быть.
Самым главным предметом Мишкана был Ковчег Завета. Он представлял собой как бы сундук из дерева, и был покрыт золотом снаружи и изнутри. Его крышка была отлита из цельного куска золота, и на ней находились золотые фигуры крувов: с лицами детей и крыльями, простертыми друг к другу. Внутри Ковчега лежали скрижали: цельные сапфировые кубы с высеченными на них десятью речениями (и осколки первых скрижалей). По сторонам Ковчега были кольца, в которые продевались шесты. За эти шесты Ковчег держали левиим.
Вторым предметом была Золотая Менора — великолепный семисвечник, отлитый из цельного куска золота. Ее невозможно было сделать руками — Ашем велел Моше бросить слиток золота в огонь, а золото само приобрело необходимую форму. Чашечки Меноры наполняли чистейшим оливковым маслом и ежедневно зажигали.
Конечно, нужен был жертвенник, вернее целых два: большой медный для жертвоприношений животных и малый золотой, для воскурения благовоний.
Еще в Мишкане был стол. Но не простой, а особенный, для особенного хлеба. Хлеб этот выпекался из самой лучшей, самой тонкой муки и по форме был, словно перевернутая буква П. На столе помещалось 12 хлебов, по количеству родов («колен») Израиля. Эти хлебы не черствели всю неделю, и когда выпекались новые, то прежние съедали коаним.
Покрытие Мишкана было сделано из десяти полотнищ, сотканных из нескольких видов нитей, с изображениями крувов. Сверху на нем покрытие из козьих шкур, потом из бараньих, и еще из шкур животного, которое называется «тахаш». Между собой полотнища всех видов соединялись золотыми крючками.
Основу Мишкана составляли балки — большие бревна с выступами, подножиями и засовами для соединения.
Также были в Мишкане завесы — они отделяли разные помещения Мишкана друг от друга. Завесы тоже были сотканы из разных нитей, с вытканными изображениями крувов.
Вокруг Мишкана был двор, огражденный и покрытый завесами из тканей.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.