Темы: Недельная глава, Трума
Почему плакал минский богач
«…И сделают Мне святилище, и буду Я обитать среди них».
Дождливым и холодным днем рав Эльханан Вассерман держал путь в Минск. Он собирался встретиться с одним из богачей Минска, который был известен как крупный жертвователь на ешивы.
Дождь лил непрерывно; на сапоги рава Вассермана налип толстый слой грязи. Приближаясь к месту назначения, рав почувствовал беспокойство: дом богача — настоящий дворец, он помнил еще по предыдущим визитам, — полон антикварной мебели и дорогих ковров, которые простираются прямо от парадной двери. Как же можно ступать по такой роскоши грязными сапогами? Да и одежда забрызгана дорожной грязью — как сядет он на бархатную обивку диванов?
Поэтому рав Эльханан решил зайти в дом не с парадного входа, а с черного, — который вел прямо на кухню. Им пользовались только слуги и посыльные. Зато там не было ковров! И там можно было почистить сапоги и одежду, и уж потом идти в парадные комнаты.
В кухне дым стоял столбом. Все домашние сновали туда-сюда, поспешно готовясь к важному событию: прибытию большого рава! На плите шипели кастрюли и сковородки, в них готовились самые вкусные и изысканные блюда в честь важного гостя. Две дочери богача тоже трудились на кухне в поте лица, чтобы принять участие в мицве — приеме Мудреца Торы.
Вдруг в дверь кухни кто-то постучал. Дверь открыли и вот — на пороге черного хода, предназначенного только для слуг, — сам рав Эльханан Вассерман, собственной персоной! Все на кухне замерли от изумления, а младшая дочь богача в панике кинулась к отцу.
Тот немедленно явился и спросил с трепетом: «Почему великий рав вошел в дом с черного хода?» Объяснил рав: «На подошвы моих сапог налипли грязь и навоз, и я не хотел испачкать ваши дорогие ковры». К всеобщему изумлению, хозяин дома-дворца разрыдался. «Раби, — сказал он сквозь слезы. — Всю жизнь я учу своих дочерей тому, что весь мир создан для Торы, и весь мой труд, весь заработок — для поддержания изучающих Тору. А теперь мои дочери подумают, что дорогие ковры и диваны важнее уважения к Торе?!»
Богач не успокоился до тех пор, пока рав Эльханан Вассерман не согласился снова зайти в дом с парадного входа и пройти по роскошным коврам, оставляя за собой грязные следы. Чтобы знали дочери, что грязь на подошвах мудреца Торы стоит больше персидских ковров…
После октябрьской революции богач потерял все свое богатство. Большевики оставили его нищим. Но в заслугу любви к Торе и почитания Торы он получил другое богатство: мужьями его дочерей стали рав Авраам Ицхак и его брат Элиау Меир Блох: оба — главы ешивы Тельз.
Если в сердце человека живет любовь и уважение к Торе, и свои дела он посвящает Торе, и своими действиями доказывает, что Тора — высшая ценность, то его дом превращается в святилище, становится домом Ашема. И Шхина никогда не покидает его…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.