Темы: Рош Ашана, Оцарот, Чтение для детей, Праведники, Рассказы
У праведного раби Салмана Муцафи [1] был обычай в Рош аШана идти со своей общиной от места их молитвы в центре Иерусалима к западным окраинам города. Они спускались в долину Лифты, к источнику у подножия горы, где произносили «Ташлих» [2] в соответствии с правилами святого Ари [3] и Рашаша [4] .
Однажды во время такого шествия один из молящихся подумал:
«Сегодня день Суда, и каждая минута его — драгоценна. Еще одна молитва, еще минута изучения Торы может склонить чашу весов в сторону оправдания на весь год! А мы здесь два часа идем, утомляясь, пересекаем весь город и спускаемся в долину, только чтобы произнести Ташлих возле ручья. Разве в Иерусалиме нет ям с водой? Зачем нам искать ручей? Разве все жители города, произносящие этот текст возле ям и колодцев, неправильно выполняют эту обязанность?»
Таковы были его мысли, но он, естественно, не стал ими ни с кем делиться.
Они произнесли «Ташлих» и вернулись в синагогу к вечерней молитве.
Перед молитвой рав Муцафи зашел в свою комнату при синагоге и попросил позвать к нему того человека. Когда он пришел, раввин открыл перед ним труд святого Ари «Шаар а-Каванот» и зачитал: «Суть Ташлиха — это обычай идти в первый день Рош а-Шана после молитвы Минха, незадолго до заката, к морю или ручью, или колодцу с живой водой…» И добавил:
— Наш учитель Ари сформулировал точно — сначала море, потом ручей и лишь после этого — колодец. Этому есть обоснования в Тайном Учении. Поэтому если в Иерусалиме есть ручей, разве не стоит нам исполнить слова Ари и отправиться к нему?
Ученик был потрясен таким ярким проявлением руах а-Кодэш [5] у праведника и ощутил сожаление, что ставил под сомнение решение учителя. (Йосеф Даат — Оламо шель Цадик)
[1] Раби Салман Муцафи (5660-5735 / 1900-1974, Багдад, Иерусалим) — великий мудрец и праведник восточных общин,каббалист, глава ешивы «Бней Цийон» в Иерусалиме.
[2] В первый день Рош а-Шана, после молитвы Минха, но до захода солнца произносят молитву «Ташлих». В ней мы просим «сбросить» с нас все грехи. Слово «ташлих» — «брось», «ввергни» — взято из текста самой молитвы, который, в свою очередь, основывается на словах пророка Михи: «Он опять смилуется над нами, скроет беззакония наши. И Ты ввергнешь (תשליך — ташлих) в глубины моря все грехи их». Эту молитву произносят на таком месте, откуда видно море, река или любой другой водоём. Мидраш рассказывает: когда праотец Авраам вёл своего сына Ицхака, чтобы принести его в жертву, на их пути оказалась река. Они переходили её, погрузившись в воду по шею, и тогда Авраам воззвал к Б-гу о спасении: «Спаси меня, (Б-же), ибо дошли воды до души (моей)» (см. Тэилим 69:2). Совершая «Ташлих» у водоёма, мы «напоминаем» перед Всевышним о заслугах наших праотцев, Авраама и Ицхака.
[3] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[4] Раби Сар-Шалом бар-Ицхак Шараби (Рашаш; 5480-5537 / 1720-1777, Йемен, Земля Израиля) — духовный лидер каббалистов Земли Израиля, руководитель знаменитой ешивы каббалистов «Бейт Эль» в Иерусалиме.
[5] Руах а-Кодеш (Дух святости) — явление, родственное пророчеству, но более низкого уровня.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.