«И услышал кнааней, царь Арада, живший на юге, что Израиль идет дорогой от Атарима, и вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных» (Бемидбар 21:1).
После смерти Аарона-Первосвященника облака Славы, защищавшие еврейский народ в пустыне от враждебного мира, рассеялись. Амалек использовал эту брешь и напал на евреев, захватив пленных. Народ собрался с силами и, пообещав отдать Б-гу всё имущество врага, вступил в бой и одержал победу.
В каждой главе Торы содержится вечный урок. Есть он и здесь: праведник одним своим присутствием защищает народ. Даже когда мера грехов Кнаана переполнилась, Моше отправил разведчиков узнать, «есть ли в ней (земле Кнаан) деревья или нет» (Бемидбар 13:20), то есть: имеются ли в этой стране праведники, присутствие которых защитит ее народ, как дерево укрывает своей тенью всё, что под ним.
Следующая история показывает, как важно быть благодарными праведникам и мудрецам, живущим среди нас. Ведь ради их заслуг нас защищает Всевышний…
Когда Эльханан родился, весь дом наполнился светом. Его глаза сияли, взгляд младенца сразу был осмысленным и даже умным, и отец сказал матери: «Смотри, сколько радости он нам принесет».
Лишь позже стало понятно, что ребенок ничего не слышит. Вначале думали, что всё дело в жидкости, скопившейся в среднем ухе. Однако всё оказалось значительно серьезнее. Семье пришлось обойти немало врачей, ребенок прошел множество обследований. В итоге, заплатив крупную сумму главному специалисту в этой области, родители узнали страшную правду: их ребенок останется глухим на всю жизнь…
Когда они вышли из больницы, Давид, отец ребенка, вызвал такси. Его жена Рахель услышала, как он назвал незнакомый адрес. Ей же хотелось только домой. Никого не видеть, ничего не слышать.
— Куда мы едем? — спросила она мужа.
— К раву Хаиму Каневскому, — ответил он. — «Праведнику, властвующему богобоязненно» (Шмуэль II 23:3). Только он сможет нам помочь.
Сломленный, с сокрушенным сердцем вошел Давид к мудрецу Торы раби Хаиму Каневскому и рассказал ему о страшном диагнозе. Рахель в напряжении стояла за дверью, понимая, что эти секунды могут стать роковыми. Рав Хаим ответил:
— Каждую ночь читайте ему на ухо «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Давид вышел и передал жене ответ учителя. В темницу их горя словно пробились первые лучики надежды.
Вечером, когда Эльханан засыпал, папа садился рядом и читал ему на ухо «Шма Исраэль». Ребенок улыбался и засыпал. На следующую ночь уже Рахель читала сыну эту молитву, лелея в сердце надежду, что тот, наконец, начнет слышать. Но Эльханан лишь улыбался. Проходил день за днем, неделя за неделей, месяц, два месяца. Ребенок ничего не слышал, но родители не отступали. Каждый вечер — чтение «Шма», и каждый вечер — новая надежда…
Через два с половиной месяца из яслей позвонила воспитательница. Она была в истерике:
— Он… Эльханан… очень сильно кричит, не переставая. Скорее приходите!
Спустя несколько минут Рахель уже была в яслях. Сын не просто плакал, он дико орал. Его лицо покраснело, с ним явно происходило что-то ужасное. Рахель позвала мужа, и они поехали в отделение неотложной помощи.
Врачи очень быстро установили причину этих воплей. Эльханан стал слышать! Он носил слуховые аппараты, предназначенные для глухих, а теперь, когда слух прорезался, каждый звук казался ему раскатом грома. Аппарат отключили, ребенок успокоился, а родителям казалось, что они видят сон. Их ребенок, которому врачи предрекали вечную глухоту, обрел слух.
Такова сила «Шма Исраэль» и сила, которую Всевышний дарует праведникам. В каждом поколении праведники защищают нас. (Меа у-Шнаим Сипурим)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.