«В близких ко Мне освящусь» (10:3). Чем ближе человек к Б-гу, тем строже требования к нему и тем выше его ответственность. Поэтому и наказание для него уготовано больше, и Б-г педантичен с ним, оценивая каждую провинность даже толщиной с волосок.
Так Он поступил с сыновьями Аарона, сказав: «В близких ко Мне освящусь».
Во время общего для всех бедствия злое начало иногда вводит нас в заблуждение, заставляя думать, будто трагедия или теракт произошли вследствие поступков грешников поколения. Однако гаон раби Моше Леви («Бе-эмунатха») отмечает, что возможно и обратное: люди, несоблюдающие Тору и заповеди, не намереваются бунтовать против Творца. В большинстве своем они относятся к категории «пленных детей» — они незнакомы со своим Владыкой. И поскольку им неведомо, что существует истинная жизнь с Торой, к ним не предъявляется высоких требований. Тогда как именно от тех, кто живет по Торе, требуется гораздо больше. Ведь они находятся ближе к Всевышнему, и им известна тяжесть грехов, а также важность и обязательность исполнения заповедей.
Впрочем, если Всевышний настолько суров со Своими праведниками, — скажет человек, — я предпочитаю остаться простаком и не подвергать себя опасности, провоцируя гнев Царя царей!
Очевидно, что такая мысль происходит от неведения относительно огромной вечной награды, хранящейся в будущем мире для тех, кто восходит по ступеням Торы и святости. Там подобное недоразумение будет уже неуместно. Ведь тот, кто достигает мира истины, не проделав достаточную духовную работу соразмерно своим возможностям в мире действия, будет с горьким сердцем, полным страдания, плакать о своей потере. И там уже невозможно будет восполнить упущенное.
Те, кто находятся на высокой духовной ступени, — несут факел Творца. Всему миру они освещают путь светом Торы. Верно, что они несут большую ответственность, и к ним предъявляются высокие требования. Но, как и везде, если где-то есть большие обязанности, там есть и большие заслуги. Разве видели вы когда-нибудь человека, который отказывается изучать медицину из-за ответственности, связанной работой врача?! (Оцротейну)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.