«И шли три дня по пустыне, и не находили воды» (15:22). Первое путешествие вышедших из Египта после рассечения моря, которое фактически было заключительным этапом исхода, обернулось разочарованием — три дня без воды. Но в конце их глаза осветились: перед ними простиралось обширное озеро. Они побежали и с жаждой припали устами к воде, но она оказалась горькой. Какая досада, какое разочарование!
Почему Всевышний так поступил со Своими возлюбленными детьми? Почему Он не приготовил для них чистую питьевую воду?
Обескураженный народ пришел с претензиями к Моше, а тот стал взывать к Б-гу. Что же это, что нам делать? Разве для того мы вышли из Египта, чтобы умереть от жажды? «И указал ему Б-г дерево, и бросил его в воду, и стала сладкой вода». Все могли пить, сколько хотели.
«Там дал ему закон и правосудие, и там испытывал его». Всевышний сообщил им, что в этом испытании есть урок на все поколения, непреложный закон. Знайте, что когда вы натыкаетесь на горькую воду, на страшное несчастье, всегда помните, что где-то поблизости растет дерево, которое может сделать его сладким. Всегда есть способ выбраться из беды.
Но как узнать, как найти это дерево среди многих, растущих там? Для этого необходима молитва, вопль к Небесам, чтобы Б-г открыл нам глаза, и мы нашли правильное дерево (Аамек Давар).
Нужно всегда помнить, что врата слез не были заперты. Речь идет о том, что написано в Гмаре (Брахот 32 б): «С того дня, как разрушен храм, заперты врата молитвы, как сказано (Эйха 3:8): “Даже когда закричу и буду взывать, закрыта молитва моя”. Но хотя врата молитвы заперты, врата слез незаперты, как сказано (Теилим 39:13): “Услышь молитву мою, Б-же, и к зову моему прислушайся, перед слезами моими не молчи”» (Мекарван ле-Тора).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.