«И прекратились звуки… и дождь уже не лился на землю» (9:33). Гаон раби Цион а-Коэн из Туниса упоминает в своей книге «Йошиа Цион» слова Гмары (Таанит 7 б): дожди прекращаются из-за греха прерывания в изучении Торы (битуль Тора). На это есть намек в нашей недельной главе: «И прекратились звуки» — когда прекращают звучать голоса изучающих Тору, «голос Яакова» в бейт-мидраше, то «дождь уже не льется на землю».
Наш учитель Хазон Иш (письма ч. 1, 3) говорил: «Учиться один час, а затем прерваться на один час — это хаос, пустота и небытие. Это все равно, что сеять, а затем смывать посеянные зерна водой.
Основа изучения — это постоянство и непрерывность. Постоянная учеба содержит в себе тайну святости, а тот, у кого учеба подобна разорванным лоскуткам, лишь собирает ветер. Следует изобретать способы для того, чтобы развить постоянство в учебе, и всегда об этом молиться».
Рав И. Л. Дискин, Сераф из Бриска, произнес речь по завершении трактата: «На первый взгляд, странно! Человек заканчивает трактат из 30 листов и устраивает праздничную трапезу. Если же он выучил сто листов из большого трактата (но еще не закончил его), то никакого праздника нет. Почему?
Дело в том, что Тора уподоблена золоту и жемчугу (Теилим 19:11, Мишлей 8:11). Золото оценивают по весу: за одну унцию — столько-то, за две — в два раза больше. А с жемчугом иначе: если жемчужина чуть-чуть крупнее, она будет стоить гораздо больше. Кроме того, даже если на золоте есть царапины, они не изменят его ценности. Но у жемчужины с царапинами и повреждениями стоимость быстро упадет.
То же самое с Торой. Есть количественная оценка: лист, два листа, час учебы, два часа. За каждое слово получают награду. Но кроме этого, важна еще и ее целостность. Непрерывный час изучения подобен сверкающей жемчужине, а целый трактат — словно гигантский бриллиант!» (Мекарван ле-Тора)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.