«Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и скот Лавана, брата матери своей… и напоил скот Лавана, брата матери своей» (29:10). Гаон раби Рефаэль Бирдого в книге «Мей Менухот» отметил, что Яаков не случайно трижды повторяет «брат матери своей». На первый взгляд, это совершенно лишняя добавка.
Он отвечает: «Во всех действиях Яаков опирался на любовь к матери и уважение к ней… все добро, какое он сделал, было совершено в честь его матери». Даже будучи в Харане, очень далеко от родительского дома, Яаков продолжал думать, как бы ему еще больше почтить свою мать. Все его старания, когда он поил овец, делались в честь его матери, братом которой был Лаван.
Раби Йешуа Басис чувствовал большое уважение и признательность к своим родителям. Это они вырастили его и посадили среди мудрецов. В их заслугу он стал одним из великих светочей народа Израиля. Он проявлял к ним такое почтение, что это граничило с полной самоотверженностью. Об этом свидетельствует следующая история.
Это был зимний дождливый вечер шаббата в конце месяца Тевет. Раби Йешуа вернулся с молитвы в синагоге и поспешил заглянуть домой к матери. Он следил за тем, чтобы каждый вечер шаббата перед кидушем заходить к ней и проверять, все ли в порядке, говорить ей «Шаббат шалом», читать главу «Эшет Хаиль» и главу из святого Зоара: «Помни день шаббата, чтобы освящать его». Он также пел гимн, составленный святым Ари: «Воспою восхваления», который он исполнял с особым благозвучием, полным тоски по царице-субботе.
Но в этот раз, подойдя к порогу дома, он преклонил ухо, но не услышал обычного шума подготовки к трапезе и перемещения посуды. Он понял, что его пожилая мать задремала после тяжелого дня. Не желая мешать ей и создавать шум, он остался за дверью. Он стоял во дворе дома под холодным ветром, дующим ему в лицо. Пошел сильный ливень. Он закрыл голову краем плаща и продолжал ждать, пока мать проснется.
Сильный холод царил снаружи, резкий ветер пробирался под одежду. Некоторые из соседей узнали выдающегося раввина, ждущего на улице, с которого ручьем лилась вода.
Соседи были чрезвычайно удивлены. Они вышли наружу, закутанные в плащи, и спросили его, что происходит. Он объяснил, что его мать спит, и что он ждет, пока она проснется. Соседи, непонявшие причину ожидания, поспешили разбудить ее.
Когда рав услышал это, он упрекнул их: «Зачем же вы разбудили мою маму? Ведь нам заповедано уважать родителей. Я хотел подождать, пока она сама проснется!» Соседи стыдливо склонили голову и попросили прощения. Несомненно, яркое впечатление от этого эпизода осталось у них в сердцах надолго. Они выучили важный урок уважения к родителям (Оцротейну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.