Один из великих мудрецов Израиля спросил: «Почему именно к празднику Суккот относится заповедь “Радуйся в праздники свои и будь счастлив”? И почему он называется “временем радости нашей”, а в Песах нам прямым текстом не заповедано радоваться? Чем Песах отличается от Суккот?» На это он ответил: «В Суккот сказано: “Каждый житель в Израиле пусть живет в шалашах”, и наши мудрецы истолковали это так: Все евреи достойны жить в одной сукке».
Суккот — это праздник единства. В это время приглашают в гости и все навещают друг друга. Это приносит большую радость. А в Песах каждый соблюдает свой уровень строгости в отношении запрета хамца, и каждый придерживается своих правил. Один ест только мацу ручного изготовления, второй не потребляет рис и бобы, третий воздерживается еще от чего-то. Все евреи святы, и каждому достались обычаи его предков, но нет радости, когда каждый закрывается в своем углу и ест из своей миски…
Четыре растения, используемые в Суккот, как известно, тоже указывают на единство Израиля. В Гмаре говорится об этом следующее (Менахот 27 а): «Четыре вида [растений] в связке лулава — два из них дают плоды, а два не дают. Одни нуждаются в других, и человек не может исполнить свою обязанность, пока все они не окажутся в одной связке. Так и евреи не получают ответа на молитвы, пока не объединяются вместе».
Мидраш (Ваикра Раба 30:12) дает еще больше подробностей. Как в этроге есть вкус и запах, так и в народе Израиля есть люди с Торой и добрыми поступками. У фиников есть вкус, но нет запаха, и потому пальмовые ветви соответствуют тем, кто обладает Торой, но лишен добрых поступков. У мирта есть запах, но нет вкуса — он соответствует тем, кто совершает добрые поступки, но не владеет Торой. У ивы нет ни вкуса, ни запаха — так и в народе Израиля есть люди, лишенные и Торы, и добрых поступков. И что же Святой, благословен Он, делает с ними? Погубить их никак нельзя. Сказал Святой, благословен Он: пусть свяжутся все в одну связку, и тогда одни искупят других.
Это единство на фоне осознания различий.
Давайте исследуем сказанное. Бывают евреи нескольких видов: есть мудрецы Торы, вовлеченные в дела общества. Они освещают путь, советуют и направляют. Их уподобляют этрогу — «плоду великолепного дерева», в котором присутствуют и вкус, и запах. Встречаются ученые в Торе, закрывающиеся в своих «четырех локтях». О них сказано: «Праведник, как пальма, расцветет». Встречаются деловые люди, которые посвящают себя обществу — занимаются помощью ближним и благотворительностью. Они заботятся, помогают и поддерживают. Счастлива их участь! А есть рядовые евреи. Они верующие, дети верующих, соблюдают шаббат и накладывают тфилин, но не более того.
Такие вот «серые» евреи. Возможно, они и составляют большую часть народа. Что же делать с ними? Для них остается надежда: быть в одной связке с остальными, как равные среди равных. Но нам и им нужно знать: есть различные уровни и приоритеты. Прежде всего, этрог — это самое ценное и важное среди четырех растений, стоящее отдельно от остальных. Он включен в эту четверку растений, но не находится в связке с остальными.
Среди остальных самый высокий — лулав (пальмовая ветвь). За ним идет ветка мирта. Поэтому мы должны уметь ценить и уважать, прежде всего, мудрецов Торы, а уже после них — тех, кто занимается практическими заповедями.
Так гласит Алаха: лулав должен быть самым высоким, после него — мирт, а ива должна быть ниже их обоих (Шулхан Арух, Орах Хаим 651:1).
Так выглядит истинная лестница уровней. Здесь нет иллюзорного искусственного уравнивания и размывания границ. В семье тоже есть единство, но при этом уважение воздается старшим. В противном случае останется лишь бесформенность и хаос. Это будет не единство, а беспредел.
Когда ива соединяется с другими растениями и знает свое место среди них, тогда о них говорится: «И радуйтесь перед Б-гом Всесильным вашим семь дней». Но в заключительный день Ошана Раба ива отделяется от остальных. Она словно хочет продемонстрировать всем свое достоинство, но вместо этого ею начинают бить по полу (Майян а-Моэд).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.