«Только пусть не умножает себе коней» (17:16). Следующую историю мы слышали от раби Михла Файнштейна, рассказывавшего ее с огромным воодушевлением.
Это произошло в 1891 году, когда брат русского царя, князь Сергей, ехал в своей роскошной карете. Внезапно появилась другая карета, еще более роскошная и с еще более сильными конями, и обогнала его, заставив его карету свернуть на обочину.
Гнев князя возгорелся, и он приказал разузнать, кто едет в обогнавшей его карете. Вскоре выяснилось, что это была почтенная женщина, приказавшая своему кучеру обгонять любые другие кареты.
Когда князь спросил о происхождении этой госпожи, оказалось, что она жена известного еврейского банкира. Князю, брату царя, бывшему заклятым врагом евреев, большего и не требовалось. Он поехал прямиком в свое ведомство и подписал указ об изгнании 30 000 евреев из Москвы. Он дал им тридцать дней на то, чтобы покинуть город. Единственным условием, чтобы остаться, был переход в христианство.
Раби Михл Файнштейн с волнением рассказывал о поразительном зрелище, развернувшемся в ту пору в Москве. Хотя почти все жившие в городе евреи не соблюдали Тору и заповеди и даже нарушали шаббаты и праздники, они не согласились отказаться от своей религии. И это несмотря на то, что им пришлось продать свое имущество и предприятия, оставить свои роскошные дома, и все это — в спешке и с большими убытками.
Никто из них не сменил религию, но все выбрали, как один человек с одним сердцем, покинуть город и понести огромные потери. В тот момент Имя Творца было освящено. Когда известие об этом достигло ушей Хафец Хаима, он сказал, что московские евреи доказывают, что оскверняющие шаббат в наше время не считаются отступниками (мумарами).
Отсюда следует, что вовсе не о таких евреях говорится, что оскверняющий шаббат считается идолопоклонником. Все это приводится в книге «Хафец Хаим Хадаш» от имени «Маим Хаим» (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.