«Ибо это мудрость ваша и разум ваш в глаза народов» (4:6). Иерусалимский Талмуд (Дмай 4 а) приводит историю с царем Срикии. Комментатор «Пней Моше» объясняет, что речь идет об одном из царей измаильтян. У него с руки упало кольцо, и прежде, чем он успел поднять его, пришла мышь, проглотила его и сбежала прочь.
Царь понимал, что адрес этой мыши он не найдет ни у одного из своих почтенных министров. Оставался лишь раби Пинхас бен Яир. Пришел царь в дом раби Пинхаса, рассказал ему о проблеме и попросил его отыскать мышь.
Вначале раби Пинхас попытался уклониться, заявив, что не является заклинателем зверей и не может выполнить просьбу. Но царь сказал: «Из-за твоего доброго имени я пришел», то есть я слышал, что ты обладаешь чудодейственной силой и только ты можешь вернуть мое кольцо.
В такой ситуации, естественно, раби Пинхас уже не мог больше уклоняться. Когда измаилитский царь расточает похвалу еврейскому мудрецу, есть в этом серьезное освящение Имени Б-га, и нельзя отказываться от выполнения такой просьбы.
Далее Иерусалимский Талмуд рассказывает, что раби Пинхас бен Яир в присутствии царя приказал всем мышам собраться возле него, и они действительно пришли. Сделал он это, естественно, с помощью святых имен. Он посмотрел и увидел, что одна из мышей толще остальных, и понял, что именно она проглотила царское кольцо.
Что следовало бы сделать в этой ситуации? Раби Пинхас должен был бы убить мышь, достать кольцо и поднести его царю. Но Талмуд говорит, что святой тана поступил иначе: он приказал мыши выплюнуть кольцо, и она это сделала.
Возникает вопрос: зачем понадобилось повторно воспользоваться святыми именами вместо того, чтобы просто убить мышь? Согласно автору «Нода бе-Йеуда» в этом действии не было бы нарушения запрета причинять страдания животным.
Мы можем дать два ответа. Во-первых, не подобает убивать мышь, приведшую к столь великому освящению Имени Творца. Ведь царь пришел к раби Пинхасу не один, а в сопровождении большой свиты из стражей, советников и помощников. Все они видели могущество святого мудреца, властвующего над силами природы и способного привести в дом всех мышей.
Второй ответ состоит в том, что поскольку царь стоял поблизости, следовало вести себя перед ним в рамках приличий. Убийство мыши — не лучший пример приличного поведения в присутствии царя.
В завершение пожелаем, чтобы Имя великого Царя царей освятилось в мире, и чтобы мы стали достойны совершить это действие (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.