Абухацера, автор книги «Абир Яаков», в другой своей книге «Питухей Хотам» объяснил: «Месяц Элуль — это время, когда человеку необходимо исследовать свои поступки и проверить свое состояние, как в отношении веры и упования, которые относятся к принципу “Скрытое Б-гу Всесильному нашему” (и называются “скрытыми”, поскольку один не знает, что на сердце у другого), так и в отношении исполнения практических заповедей, относящихся к принципу “Открытое — нам и детям нашим”. Поэтому, если взять слова “Б-гу Всесильному нашему, а открытое нам”, из первых букв (на иврите) получится слово Элуль (אלול)»
Выводы из такого самоанализа приведут к раскаянию и исправлению своего пути: «Чтобы исполнять все слова этой Торы», а это приведет к благополучному приговору на Высшем Суде.
Несмотря на возложенную на родителей обязанность утвердить в своих детях мысль о том, что есть суд и есть Судья, и что всякое действие Всесильный приведет на суд, нужно искать способы общения с молодым поколением, а не приказывать ему в категоричном тоне, что это можно, а это нельзя. Все согласны, что идеальным было бы, чтобы ребенок сам усвоил, что от него требуется. Если же родители решат пойти путем приказов и запретов, они не достигнут успеха.
Рассказывает рав Зильберштейн. Однажды я вошел в бейт-мидраш, где сидели двое детей в возрасте около 5 лет. Они достали тома Гмары из шкафа и сели ее изучать. В первый момент я был поражен: как такие малыши уже учат Гмару? Мало того, они еще начали раскачиваться над книгами, как взрослые. Со стороны казалось, что они проходили один из сложнейших разделов Талмуда.
Дети этим не ограничились — они еще вертели пальцами, как часто делают те, кто дискутирует по поводу сложных соображений Рашбы и Рамбана, Раавада и Рамбама. Я уже не мог сдерживаться и подошел к ним, чтобы послушать, о чем у них идет речь. И был поражен услышанным.
Эти двое малышей повторяли одно-единственное слово, произнося его бессчетное количество раз. Всего одно слово.
Знаете, что это было за слово?
«Запрещено»!
Так, не говоря ничего другого, сидели себе два ребенка и снова и снова повторяли: «Запрещено, запрещено, запрещено». А потом опять и опять, подражая интонации взрослых, изучающих Гмару.
Жаль. Разве все знание еврейских детей о Торе ограничивается тем, что все запрещено, запрещено, запрещено? Разве нет ничего разрешенного? Удивительно!
Вместо того, чтобы передать нашим детям сладость и вкус Торы, сообщить им радостную весть о том, что наша Тора — это Учение Жизни, родители заняты лишь запретами и предостережениями.
Верно, что уже само пребывание маленьких детей в бейт-мидраше — это хорошо. Тем более, если там они открывают Гмару и садятся учиться, даже если это лишь «понорошку». Когда сидишь в святом месте, уже это одно может поселить в душе любовь к Торе и трепет перед Небесами, особенно если дети смотрят на тех, кто по-настоящему трудится над Торой.
Значит, нет ничего страшного, если дети будут сидеть в бейт-мидраше и все время повторять слово «запрещено». Мы лишь хотим сказать, что для нашего поколения гораздо более подходящим способом воспитания будет прививать любовь к учебе и придавать важность духовным темам (Леханех Бе-симха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.