Темы: Недельная глава, Масей, Оцарот
«Вот переходы сынов Израиля» (33:1). Нужно брать на себя ответственность за воспитание детей. Даже если отец занят самыми важными делами в мире, он обязан выделять часть своего времени детям, строить с ними теплые отношения и выслушивать то, что у них на сердце.
Некоторые так объясняют слова мудрецов к нашей главе в комментарии к фразе: «Вот переходы сынов Израиля». Они говорят: «Это подобно царю, сын которого заболел, и он отвез его в далекое место для исцеления. Когда они возвращались, начал отец перечислять все остановки, говоря: здесь мы ночевали, здесь ебе стало плохо и т. д.»
На первый взгляд, этот пример сохранил бы все свое значение и для обычных отца с сыном, а не только для царя. Почему мудрецы уподобляют это именно царю с больным сыном?
Некоторые говорят, что они специально хотели подчеркнуть: даже если ты царь, и твое положение отнимает у тебя все время, ты обязан посвятить ребенку необходимое ему внимание — побеседовать с ним о простых вещах, от которых нет прямой пользы, как например, о совершенных переходах и остановках.
Найдется человек, который спросит: «Я весь день занят изучением Торы. Как я могу отойти от своих ученых занятий и посвятить время ребенку?» В ответ на это расскажем об Адморе из Сквера.
Адмор из Сквера проживал в Бухаресте в Румынии. Духовная атмосфера на улицах в те времена была опасной для дочерей Израиля. У него была привычка сидеть и играть со своими дочерьми, ткать вместе с ними одежду и участвовать во всей их жизни. Главное — чтоб они не опустились вниз, не пошли на улицу. А ведь этот Адмор создал целую общину хасидов в поколении перед холокостом. Он был известен как праведник, неотрывно изучавший Тору, но тем не менее находил время для своих дочерей.
В одной синагоге нам встретился знаток Торы, знавший все шесть разделов Мишны наизусть. У него был обычай уделять много времени тому, чтобы… проверять своих сыновей на знание Мишны наизусть. Такой отец, который и сам стоит во главе большого учреждения, и у которого наверняка есть полно неотложных дел, тем не менее взял на себя ответственность воспитывать сыновей, чтобы они приучились запоминать наизусть Мишну.
И как же нам стало об этом известно? Очень просто. Мы увидели, как отец с сыном сидят без книг и разговаривают в течение долгого времени. Но о чем можно столько говорить в синагоге без книги в руках?
Краткое выяснение открыло правду. Поверьте, такой отец — если бы только пожелал — мог бы найти бессчетное множество отговорок, почему ему некогда учиться с сыном. Но он все же выбрал верный путь (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.