«И собралась община у входа в шатер откровения» (8:4). Рав Хаим Капуси Бааль а-Нес объяснял это в книге «Бе-ор а-Хаим» следующим образом: «Моше Рабейну было заповедано собрать всю общину у входа в шатер откровения, а вслед за этим сказано: “И сделал Моше, как приказал ему Б-г, и собралась община”. Здесь не говорится, что он ее собрал, но сказано “собралась” — словно сама собой».
Моше сделал так, как повелел ему Б-г — он взял «Аарона и сыновей его с ним, одежды и масло помазания, быка в грехоочистительную жертву, двух баранов и корзину с мацой». И когда святая община увидела все, что происходило, то сразу же поняла, что начинается великое событие, которого все так долго ждали. Сразу же «собралась община» — люди устремились и пришли сами, без всякого приказа.
Когда Моше увидел такое пробуждение, он сказал: «Вот то, что заповедал Б-г» — это в действительности и есть намерение Всевышнего. Такова Его воля в каждый момент: евреи не должны ждать приказа и повеления. Пусть бегут к исполнению заповеди сами, по собственной инициативе!
Все творение — это «школа веры». Если человек задумается и захочет сам понять то, что происходит в творении, даже если он далек от соблюдения Торы и заповедей, то сумеет благодаря этому желанию совершить тшуву и вернуться к Творцу.
Праведный гаон раби Моше Рубенштейн, машгиах в ешиве Ломжа, пишет в книге «Йесодей Даат»: «Есть глубокий вопрос, обращенный ко всем мудрецам мира. Пусть придут и дадут ответ на него, и я буду готов заплатить им тысячи золотых, когда у меня они будут…»
Его вопрос заключается в следующем. Мы видим, что весь мир служит людям ради их блага, здоровья и достатка — солнце и воздух, моря и реки, фрукты и овощи, домашние и дикие звери, птицы и рыбы. Какой прекрасный и удивительный мир! Он ублажает все пять наших чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
А с какой чудесной мудростью устроено тело человека со всем сочетанием его органов! Любой, кто задумается над этим, будет восхищен: человек — это совершенное творение в совершенном мире. Просто рай на земле.
Но главный вопрос таков: вся эта мудрость, вся сила и глубина — и все обрывается за шаг до совершенства. Голова болит от забот, сердце страдает от горечи, пищу приходится добывать в поте лица. Все дни человека преследуют гнев и боль, заботы и печали.
И поскольку нет ни тени сомнения, что рука Творца всемогуща, и совершенство достижимо, остается понять, что в этом-то и состоит цель. Есть необходимость в недостатке совершенства. Он нужен для закалки, для испытания, для подчинения Творцу и покорности перед Ним. Разве это не урок веры?
Еще один вопрос, за который не жалко всех денег. Мир так совершенен и построен с такой мудростью, но от чего зависит жизнь в нем? От дождей, которые иногда приходят, а иногда задерживаются. Иногда они заливают и размывают все, а иногда оставляют засуху. Почему мудрость Творца не сделала еще один шаг — пусть бы подземная вода питала все, что в ней нуждается.
Разве и здесь не видим мы, что высшая Мудрость специально хочет, чтобы жизнь зависела от дождей, ключ от которых находится в руках Творца? Это Он решает, сколько их будет, и куда они прольются — во благо или во вред, подарят ли жизнь и сытость или принесут разрушение. Так происходит, чтобы привести нас к раскаянию и к молитве! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.