Темы: Недельная глава, Ваикра, Оцарот
«Самца без порока пусть принесет» (1:10). «А если из мелкого скота жертва его — из баранов или из коз во всесожжение — самца без порока пусть принесет». Мудрецы учат нас, что требование «непорочности» в жертвах относится лишь к скоту, но не к птицам. Если птица, к примеру, слепая, она все равно годится в качестве жертвы.
Но и здесь есть свои границы: если не хватает части тела, если отсохло крыло, отрезана нога, выколот глаз, такая жертва непригодна и не будет принята с благоволением.
Здесь и для нас содержится урок. 248 заповедей, говорят мудрецы, соответствуют 248 органам в теле. Счастлив тот, кто исполняет их в совершенстве. Тогда его духовная структура восполняется и светит во всем своем блеске.
Однако, некоторые исполняют, но не в совершенстве — например, молятся, но без сосредоточения, или совершают заповедь, но рассеянно и в спешке. У такого человека есть 248 заповедей, но многие из них «увечные». В случае с птицей (которую приносят в жертву бедняки) такое тоже сгодится, но лишь при одном условии: чтобы заповедь не теряла саму свою основу — чтобы не попала в категорию таких жертв, у которых не хватает целой части тела. Нельзя «перепрыгивать» через какую-то заповедь. Ни одного дня не должно проходить без наложения тфилин, нельзя пропускать молитву или благословение. Если хоть одной заповеди будет недоставать, то даже в качестве «жертвы бедного» такое служение уже ни на что не сгодится.
Мы должны знать, что каждое движение и каждый шаг — это целый поступок. За ходьбу от дома до синагоги получают «награду за шаги» за каждый шаг, и то же самое — с ходьбой до бейт-мидраша.
Вот что говорит раби Нахман из Бреслава: «Святой, благословен Он, радуется и получает удовольствие даже от маленького действия самого ничтожного из евреев — даже от грешников, нарушителей и преступников Израиля, до тех пор пока имя Израиля наречено на них, то есть пока у них остается вера. Всевышний получает наслаждение и прославляется от каждого мелкого движения, которое они иногда совершают в молитве или какой-то заповеди».
Более того, каждое из наших действий запечатлевается в нас во всех своих частях, и каждая часть оставляет свой собственный след.
Теперь взгляните: некто стоит в молитве, кланяется и нагибается, совершает телодвижения, а потом делает три шага назад, поворачивается направо и налево и еще раз кланяется вперед. Сколько он запечатлеет подробностей! И так день за днем и год за годом.
Гаон раби Меир Цви Берман в книге «Шаарей Ора» (ч. 2, 81) говорит о том, что слышал от своего тестя — автора книги «Ави Эзри», а тот слышал это от раби И. З. А-Леви из Бриска. Они рассказывали это каждый своему ученику, и эта цепочка тянется до самого раби Хаима из Воложина, который рассказал, что жена Виленского Гаона собирала пожертвования вместе с еще одной женщиной. Время шло, и женщины состарились. Им стало тяжело ходить. Они приободряли друг друга напоминанием о награде, которая их ожидает. Договорились, что та из них, которая умрет первой, придет ко второй во сне и расскажет, какая выпала участь и какую награду она получила за собирание пожертвований.
Подруга жены Гаона умерла первой. Она пришла к своей подруге и сказала: «Я не вправе открыть тебе, какое решение обо мне вынесено на небесном суде, но поскольку я дала тебе обещание, мне разрешили рассказать лишь об одном…
Знай же, что деньги пожертвований записаны на нас обеих, но на твоем счету записано, что ты поднимала руку и показывала пальцем».
Это означает, что ни одно движение и ни один маленький шаг не пропадает — за все нас ждет награда в будущем мире (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.