Темы: Недельная глава, Пкудей, Оцарот
«И вложил шесты (в кольца) ковчега» (40:20). Наши мудрецы говорили, что ковчег нес тех, кто должен был нести его. Это удивительное чудо, — говорит раби Аарон Левин (в книге «Пниней Тора»), — намекает на то, что Тора ведет человека.
Тора хочет, что не дурные душевные качества вели человека, а чтобы он с ее помощью руководил своими качествами.
Гаон раби Хаим Фейбл Шнейбалг, один из великих учителей в Монси, рассказал историю, услышанную от одного из директоров религиозных школ в его городе.
В моей школе, — говорит директор, — есть много учителей, и со всеми мне легко поладить, кроме одного, который отличается беспорядочностью и халатностью. О чем бы я с ним не договаривался, он забывает об этом в самое ближайшее время.
Я бы уж давно уволил его, но есть одна проблема. Хотя сам я никак не могу с ним работать, дети под его руководством учатся превосходно, и их родители тоже очень довольны им.
Что поделать! Я был вынужден принять его таким, какой есть, и оставить на работе. Но однажды произошел случай, когда он перешел все мыслимые границы.
Наша школа росла, и одного здания уже не хватало, чтобы вместить всех учеников. Мне сообщили, что один уважаемый господин хочет пожертвовать целое здание для школы. Мы договорились о встрече.
Перед этим я собрал всех преподавателей и сообщил им о важном госте. Я подчеркнул, что он будет ходить по всем классам, и потому нужно проследить, чтобы везде царила чистота и порядок, и чтобы дети выказывали ему полное уважение.
А за несколько дней до этого тот учитель договорился с детьми в своем классе, что если они будут прилежно заниматься и закончат трактат Талмуда, он даст им награду. И что же это за награда? Всем детям будет разрешено перевернуть стулья и «ехать» на них, как на машинах, сталкиваясь друг с другом. Дети и впрямь закончили трактат и даже сдали экзамен по нему.
И вот, меценат прибыл в школу и вместе с директором начал обходить все классы. Он был впечатлен серьезностью учеников и формой обучения. Ему понравилась чистота и порядок в классах.
Но так продолжалось лишь до тех пор, пока они не подошли к классу того самого учителя. Дверь отворилась, и директор подумал, что еще мгновение, и его хватит сердечный приступ.
Ведь именно на этот день учитель назначил для детей «аттракцион» с перевернутыми стульями.
Перед уважаемым господином развернулась пугающая картина хаоса и страшного беспорядка — стулья перевернуты, а дети катаются по полу и сталкиваются друг с другом. Комнату переполнял шум, как от уличной аварии. Мало того, учитель и сам был на полу и играл вместе с детьми…
Лицо директора побелело, как известь. Он извинился перед меценатом и решил, что с него хватит — больше этот учитель не будет здесь работать. Учителя уволили, но на этом история не закончилась.
Не прошло и двух дней, как один из маленьких детей директора упал и сломал ногу. Еще один день — и второй его ребенок порезался о разбитое стекло. Затем что-то случилось с шеей дочери, она не могла ее повернуть, и пришлось вызывать скорую помощь. А затем и жена его тоже упала на улице, сломав руку и ногу.
Директор понял, что что-то здесь не так. Он отправился к одному из мудрецов поколения и рассказал о странной череде событий. Первый вопрос был: «Не обидел ли ты какого-то человека в последнее время?»
Директор кивнул в знак согласия и рассказал историю со школьным учителем.
«Ты сделал то, чего нельзя было делать, — прозвучал ответ, — помирись с этим учителем. Имей в виду, дело может касаться жизни».
Директор сразу позвонил уволенному учителю и стал просить прощения, умоляя его вернуться. А учитель с добрым сердцем сказал, что полностью прощает за все, но вернуться не может — ему уже предложили работу в другой школе.
Неделю спустя, — рассказывает директор, — я получаю письмо от того господина с просьбой зайти к нему в офис. Он хочет подарить нам деньги на строительство нового здания для школы!
В письме он отметил, что за время своего визита многим остался доволен. Но кое-что его особенно порадовало. «В отличие от многих школ, где я бывал, и где мне не нравилась излишняя строгость со стороны преподавательского состава, у вас я увидел нечто иное. Учитель сам играл с детьми на полу. Это тот образец школы, который я искал».
Эта история изменила всю мою жизнь, — закончил свой рассказ директор. Всевышний доказал мне, что наши глаза видят далеко не все. Рав Шнейбалг добавил, что из этого рассказа можно сделать два важных вывода. Во-первых, нужно учиться справляться с гневными порывами. А во-вторых, никто заранее не знает, откуда к нему придет спасение (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.