«И вышла Дина» (34:1). Как с Яаковом, все дети которого были совершенными праведниками, могло случиться такое несчастье?
Наши учителя указывают на причину, которая лишь на первый взгляд кажется незначительной: «И вышла Дина». Она всего лишь пошла на прогулку, «посмотреть на дочерей той страны». Что же в этом такого ужасного? «Сказал раби Берехия от имени раби Леви: Это подобно человеку, в руках у которого было мясо обернутое тканью. Когда он открыл его, прилетел коршун и выхватил у него». Так и здесь: «И вышла Дина» — и тут же «увидел ее Шхем, сын Хамора».
Вы спросите: что мы хотим этим сказать? Что наши дети должны оставаться дома и не ходить на прогулки? Прежде всего, нужно сделать дом таким местом, где детям будет приятно проводить время. Во-вторых, нельзя вносить улицу в дом. Речь идет о том, чтобы не позволять телевидению и другим средствам информации отравлять и портить атмосферу в доме. В-третьих, когда дети выходят, они, как и их родители, должны знать об опасностях. Пусть будут бдительны, будут остерегаться соблазнов и разных ловушек. Родители должны знать, куда идут их дети, с кем дружат, в какой компании проводят время.
«И вышла Дина — сама», говорит рав Авраам Ибн Эзра. Целый мир он вложил в одно слово — «сама». Если бы она спросила разрешения, возможно, отец сказал бы ей не ходить. Может быть, он попросил бы ее одеться иначе или призвал братьев сопровождать ее. Может быть, он дал бы ей благословение, и так она спаслась бы от несчастья. Но она пошла, не сообщив ему ничего, пошла сама… (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.