«Детей у него не было» (27:3). Я слышал вызывающий трепет рассказ о раве Шмулевиче, главе ешивы «Мир», сердце которого переживало из-за всех несчастий Израиля. Иногда он ездил на могилу Рахели, чтобы помолиться за весь народ.
Однажды, будучи у могилы Рахели, глава ешивы «Мир» встал и начал молиться у перегородки, отделяющей помещение для мужчин от помещения для женщин. До его слуха долетел голос женщины, стоявшей с другой стороны перегородки и изливающей душу перед Всевышним с горькими слезами. Эта женщина, как выяснилось, не имела детей, а со дня свадьбы уже прошло несколько лет. Ее страдание было велико, и потому она пришла на могилу Рахели помолиться об этом.
Вдруг рав слышит, как женщина открывает уста и произносит: «Рахель, Рахель, мать наша, ведь и у тебя не было детей. Ты хорошо знаешь мое великое страдание и печаль. Потому прошу тебя стать для меня заступницей, чтобы и я удостоилась иметь сына, как это было с тобой!»
Рав Шмулевич, который стоял и слышал все это, был весьма растроган. Он, как известно, весьма отличался таким качеством, как умение разделять тяготы ближнего. Это одно из сорока восьми качеств, необходимых для овладения Торой. Горячая молитва женщины затронула его сердце.
Он обратился к ней и сказал: «Я уверен, что твоя молитва принята на небе, и в следующем году ты непременно будешь иметь сына». В действительности все так и произошло. Спустя год, у этой женщины родился сын, а рав Шмулевич стал сандаком. Очевидно, что не каждый может давать такие заверения, как это сделал глава ешивы. На это способен лишь человек, самоотверженно занимающийся распространением знания Торы, причем даже в трудные времена. Это хорошо видно из следующего рассказа.
В книге «Зихронам ле-Враха» рассказывается: когда ешива «Мир» пребывала в Японии, местная служба безопасности вызвала рава Шмулевича для разбирательства и обратилась к нему с вопросами о бюджете ешивы, который складывался лишь благодаря настоящим чудесам.
Ешива «Мир» оставалась в Японии долгое время, а одним из законов, принятым в этой стране за годы второй мировой войны, был запрет на внедрение в страну денег из враждебных государств. Ешива, как известно, получала много пожертвований от благотворителей, живших в Америке (которая была в состоянии войны с Японией). У японской службы безопасности возникли подозрения, и ее представители стали допрашивать рава Шмулевича по этому поводу. Они хотели знать, кто пополняет бюджет ешивы. Рава вызывали на такие допросы не раз и не два.
Близкие к нему люди рассказывали, что прежде, чем идти на допрос, он молился: «Владыка мира! Я готов принять на себя четыре казни — побиение камнями, сожжение, отсечение головы и удушение, лишь бы мне не стать доносчиком».
Если уж такой человек, готовый пожертвовать собой ради Торы и тех, кто ее изучает, пообещает бездетной женщине, что ее молитва будет принята, у такого обещания непременно будет большая сила (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.