Темы: Воспитание детей, Коэн, Эмор, Оцарот
«Коэнам же скажи… умершими соплеменниками пусть не оскверняются» (21:1).
Раби Йонатан Айбещиц объяснял в своей книге «Тиферет Йонатан», почему отрывок о чистоте служителей-коэнов следует сразу за отрывком о запрете на гадания и чревовещания. Так, писал он, известно, что языческие жрецы пользовались популярностью и как прорицатели, сообщая толпе то, что вызнали у духов или нагадали по костям. Еврейский первосвященник, напротив, узнавал будущее благодаря Урим-ве-Тумим, на которых было начертано святое Имя. Но с целью предупредить любые возможные сплетни и слухи, Тора запретила служителям любой контакт с умершими и установила строгий барьер между коэнами и всем, что касается человеческой смерти. Теперь нельзя будет не признать, что Б-жественный дух говорит их устами.
Иногда бывает, что Всевышний словно открывает человеку глаза, как бы заставляет человека вести себя так, как если бы будущее было ему известно. Иногда, например, Он вкладывет в родительское сердце особенное отношение к собственному ребенку, который впоследствии должен стать мудрецом Торы.
Рассказывают, что однажды мальчик Яаков Рудерман заметил лежащими на столе карманные часы своего отца. Забегая вперед, скажем, что раби Яаков, глава балтиморской ешивы, был впоследствии одним из ведущих мудрецов Торы в Штатах, воспитавшим многие поколения учеников, которые переняли глубину и скурпулезность его аналитического метода.
Да, мальчик увидел часы и тотчас полюбопытствовал их разобрать. Часы, как вы знаете, были тогда предметом редким, дорогим, и далеко не каждый мог позволить себе носить их. А мальчик уже трудился вовсю: вскоре за маятником и пружиной на столе оказались мелкие шестеренки, болтики и стрелки. Но вдруг в комнату вошла мать мальчика, и, лишь войдя, так и стала она кричать на него: «Что ты наделал! Как теперь отец время молитвы узнает?! Как я свечи зажигать буду, почему не спросил!» и тому подобное.
Услышав шум, отец Яакова тоже зашел. Он увидел, в чем дело, и успокоил жену, сказав ей, что в этом поступке он видит проявление способностей мальчика, который желает понять устройство вещи, не ограничиваясь внешним наблюдением. «Я уверен, — сказал он, — что Всевышний предназначил нашему сыну важное дело, связанное с умственной деятельностью. Кто знает, может, однажды он станет главой ешивы, и будет направлять молодые умы к самой сердцевине дискуссий Гмары!» Не стоит сердиться, объяснял он жене, гораздо лучше будет позволить мальчику наблюдать, развивая свой разум.
Уже в глубокой старости, опытным наставником, раби Яаков говорил, что никогда не забудет эту историю, ведь именно отцовская поддержка позволила ему продолжить развиваться и, в конце концов, выработать свой метод работы с Гмарой.
Что же до нас? Те нагоняи, которые наши дети получают за мелкие проступки, когда мы страдаем от жары, холода или просто плохого настроения, — разве они стоят того? Ведь кто знает, какое родительское слово заденет ребенка слегка, а какое — сильно и непоправимо.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.