«В пустыне, в степи, напротив Суфа». Зачем Тора сообщает такие подробные координаты? В мидраше приводится следующее объяснение.
Когда человек составляет завещание, необходимо проверить его самочувствие: насколько он понимает происходящее вокруг него, здоров ли он душевно? Чтобы сделать это, окружающие задают человеку вопросы — какой сегодня день, как вас зовут, где мы находимся и т. п.
Перед смертью Моше хотел проститься с еврейским народом и передать ему свое духовное завещание. Мидраш сообщает, что некоторые люди сомневались: неужели этот немолодой человек полностью здоров? Поэтому в начале нашей главы приводятся ответы Моше: мы находимся в пустыне, в степи, напротив Суфа. Лидер еврейского народа доказывает, что Всевышний сохранил его здоровье. «Где мы находимся?» — спрашивают его. Он отвечает: «По ту сторону Иордана, в пустыне, в степи, напротив Суфа». — «А кто наши соседи, среди кого мы живем?» Моше подробно отвечает: «Между Параном, Тофелем, Лаваном, Хацеротом и Ди-Заѓавом».
Разумеется, написанное в мидраше нельзя понимать дословно. Люди знали, что Моше находится в полном здравии. Но их беспокоило другое — не оторвался ли он от народа, не дошел ли до такого уровня, при котором проблемы простого человека ему недоступны.
Лидер должен быть близок к народу. Предположим, юный ученик разговаривает во время молитвы. Раввину сложно понять, как такое может происходить — ведь в синагоге мы стоим перед Царем царей! Однако преподавателю следует поставить себя на место мальчика, вспомнить, как он сам вел себя в аналогичном возрасте и помочь ученику преодолеть себя. Именно этому и учит нас начало главы «Дварим».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.